Новый материал из цикла "Дизель или бензин" мы решили посвятить "британской" теме. Из оставшихся "европейцев" (а мы уже проанализировали автомобили всех наиболее известных производителей из Европы) наибольший интерес представляет именно она. Те, что остались "за кадром", например, Fiat или AlfaRomeo, в России представлены мало, а уж в дизельном исполнении и подавно.
Из всех "островных" производителей мы остановили свое внимание на моторах британской компании Land Rover. В пользу такого выбора говорила непроходящая, правда, в узких кругах, популярность этих полноприводных "англичан". К тому же прочие легковые автомобили из Соединённого Королевства либо не поставляются в Россию в дизельном варианте (Jaguar), либо являются двойниками европейских автомобилей (Vauxhall), либо использовали в последние годы дизельные двигатели сторонних производителей (как ныне обанкротившийся Rover).
Практически весь модельный ряд Land Rover выпускается как в бензиновом, так и в дизельном вариантах. Для подробного анализа мы выбрали автомобиль Discovery II, который производился с 1998 по 2004 год и комплектовался всего двумя моторами - V-образной бензиновой "восьмёркой" мощностью 185 л.с. и пятицилиндровым рядным турбодизелем мощностью 140 сил.
Сравнить данные моторы тем более интересно, что по конструкции они относятся, если можно так выразиться, к разным поколениям. Бензиновый ведёт свою родословную аж с 1964 года, причём имеет американские корни. Его устройство на протяжении всего этого времени осталось практически без изменений, хотя применение алюминиевого сплава для отливки блока цилиндров по тем временам считалось чуть ли не революционным. Некоторым переделкам за эти годы подверглись только системы питания и зажигания.
Турбодизель, образно выражаясь, значительно моложе. У этого мотора, разработанного специально для Discovery второго поколения, самая заметная черта - насос-форсунки с электронным управлением в системе питания и неразделённая камера сгорания (непосредственный впрыск топлива в цилиндры), но всего по два клапана на цилиндр и один распредвал. Такое устройство скорее характерно для моторов тяжёлых грузовиков, а не для легковых машин.
У обоих моторов - цепной привод распредвалов. Только у бензинового этот вал установлен в развале блока, и верхние клапана приводятся толкающими штангами. А у дизеля распредвал помещён, как это принято сейчас, в головке блока.
Итак, перед нами два мотора: бензиновый V8 с рабочим объёмом 4.0 литра (4.0 V8) и рядная турбодизельная "пятёрка" с рабочим объёмом 2.5 литра (TD5), которые необходимо привести в надлежащий вид. Вот так выглядит смета на капитальный ремонт одного и другого мотора (таблица 1).
Таблица 1
Наименование операции | Стоимость (в руб.) операции для мотора 4.0 V8 | Стоимость (в руб.) операции для мотора TD5 |
Мойка блока и головки | 750,0 | 550,0 |
Шлифовка коленвала | 2660,0 | - |
Расточка и хонингование блока | 6160,0 | 3000,0 |
Собрать - разобрать клапанный механизм | 1040,0 | 650,0 |
Обработка головки блока по плоскости | 1360,0 | 850,0 |
Замена направляющих втулок клапанов | 2640,0 | 1650,0 |
Замена маслосъемных колпачков | 960,0 | 600,0 |
Правка сёдел | 1760,0 | 1100,0 |
Притирка клапанов | 1120,0 | 700,0 |
Полный ремонт шатунов | 3600,0 | 4600,0 |
Замена втулок распредвала | 2200,0 | - |
Перепрессовка поршневых пальцев | 2000,0 | - |
Всего по ремонту двигателя | 26250,0 | 13700,0 |
На первый взгляд, все ясно - затраты на механообработку деталей бензинового двигателя больше, чем турбодизеля на немалую сумму - 12550,0 рублей. У бензинового мотора практически в полтора раза больше клапанов, две отдельных головки блока, а расточка восьми цилиндров, расположенных буквой V, стоит вдвое дороже. Кроме того, у дизеля исключена операция по шлифовке коленчатого вала, поскольку заводом-изготовителем не предусмотрено ремонтных вкладышей, но этот факт скорее служит немалым огорчением для автовладельцев. Единственное, что можно сделать при ремонте, - заменить вкладыши, если вал не изношен. В противном случае - придется покупать новую деталь, а она весьма и весьма недешёвая: примерная стоимость - 22000-25000 рублей. И это только первый звоночек, что затраты на "дизельные" запчасти не порадуют хозяина машины. Подробности - в таблице 2.
Таблица 2
Название детали | Стоимость (в руб.) операции для мотора 4.0 V8 | Стоимость (в руб.) операции для мотора TD5 |
Поршни (с кольцами и пальцем) | 2610,00 х 8 = 20880,00 | 5414,40 х 5 = 27072,00 |
Вкладыши коренные (1 комплект) | 1680,00 | 1236,96 |
Вкладыши шатунные (1 комплект) | 792,00 | 4235,04 |
Втулки верхней головки шатуна (1 комплект) | - | 3542,40 |
Втулки распредвала (1 комплект) | 756,00 | - |
Втулки направляющие | 48,60 х 16 = 777,60 | 188,37 х 10 = 1883,70 |
Клапана впускные | 216,00 х 8 = 1728,00 | 157,68 х 5 = 788,40 |
Клапана выпускные | 252,00 х 8 = 2016,00 | 336,96 х 5 = 1684,80 |
Гидрокомпенсаторы | 213,12 х 16 = 3409,62 | 367,92 х 10 = 3679,20 |
Болты головочные (1 комплект) | 858,24 | 2830,32 |
Комплект прокладок и сальников (верхний) | 5638,32 | 5722,56 |
Комплект прокладок и сальников (нижний) | 846,00 | 3312,00 |
Цепь привода ГРМ | 1347,12 | 6308,28 |
Цепь привода маслонасоса | - | 2857,89 |
Натяжитель цепи привода ГРМ | - | 2298,20 |
Башмак натяжителя | - | 1108,82 |
Успокоитель цепи привода ГРМ | - | 517,62 |
Насос водяной | 7224,00 | 3226,28 |
Всего по запчастям | 47952,90 | 72304,47 |
По затратам на запчасти разница в пользу бензинового мотора составила 24351,57 рубля (почти 50%). И большее количество цилиндров не играет совершенно никакой роли. Общую картину для турбодизеля портят дорогущие поршни и детали, которых у "бензина" попросту нет. А теперь добавьте стоимость нового коленвала...
И ещё пара существенных замечаний по поводу турбодизеля. Его головка блока очень не любит перегревов. И если такое всё же произошло, неприятностей, связанных с попаданием дизельного топлива в моторное масло, не избежать. Ремонтировать это можно, но далеко не всегда и не всегда удачно. В самом тяжёлом случае приходится менять головку блока целиком, что недёшево. В копеечку вылетит и замена турбокомпрессора в случае его износа. Кстати говоря, и насос-форсунки тоже нельзя отнести к дешёвому товару.
Вот и выходит, что при взгляде со "стороны" капитального ремонта бензиновый мотор гораздо лучше. Прост по устройству, надёжен, да и запчасти сравнительно недорогие. При таком раскладе даже большой расход бензина не пугает. Однако сделаем оговорку - найти в продаже подержанный Discovery II с исправным мотором TD5 можно, и, поверьте, его работа вас не разочарует. Решение за вами.
Материал подготовлен экспертной группой компании "Механика"
Опубликовано: "Правильный автосервис", 2007, № 10 (32).