Очередную статью из цикла "Дизель или бензин" мы решили посвятить "шведской" теме и теперь попробуем исследовать разницу в затратах на ремонт двигателей Volvo. Почему именно эти моторы? Причина проста: кроме Saab у Volvo нет других "земляков". А анализ стоимости ремонта бензинового и дизельного моторов Saab может представлять только теоретический интерес, поскольку дизельных "Саабов" в России днем с огнем не найдёшь.
Авот исследование моторов Volvo интересно, и даже очень, поскольку бензиновые моторы Volvo унифицированы с двигателями Renault, а турбодизели — прямое заимствование у Audi. Только уточним, что речь идет о пятицилиндровых силовых установках, которыми оснащаются машины моделей S70/V70. Эти автомобили весьма популярны на отечественном рынке, как новые, так и подержанные. Правда, доля дизельных вариантов невелика, поскольку ранее шведы не желали продавать в России свои дизельные машины, мотивируя это плохим качеством российской "солярки".
Это сравнение вдвойне интересно, поскольку у обоих моторов схожий рабочий объем — два с половиной литра. Итак, перед нами такая пара: бензиновый мотор B5254 мощностью 170 л. с. и 140-сильный турбодизель D5252 T. Некоторый проигрыш дизеля в лошадиных силах компенсируется отменной тягой и превосходной экономичностью.
Конструкция бензинового мотора вполне современна — два распредвала в головке, по четыре клапана на цилиндр, а также алюминиевые блок и головка блока. Из прочих особенностей можно отметить минимальное количество всевозможных прокладок. Многие стыки уплотняются специальными герметиками, можно сказать, склеиваются, и это требует особого внимания при ремонте. Турбодизель тоже нельзя назвать архаичным: неразделённая камера сгорания (непосредственный впрыск топлива в цилиндры), электронное управление ТНВД, но всего по два клапана на цилиндр и один распредвал.
Кстати, скажем пару слов о маркировке вольвовских моторов. Первая буква обозначает тип топлива: B — бензин, D — дизель. Цифра, следующая за буквой, показывает количество цилиндров: 5 — пятицилиндровый мотор. Следующие две цифры — рабочий объём в литрах (округлённо): 25 — два с половиной литра. И, наконец, четвёртая цифра — количество клапанов на цилиндр: 2 или 4. Если маркировку замыкает буква "Т" — значит, мотор оснащён турбонаддувом.
Во сколько же обойдется автовладельцу приведение этих моторов в надлежащий вид? При ремонте любого двигателя, как обычно, выполняется шлифовка коленвала, расточка и хонингование блока, ремонт головки блока (с заменой направляющих втулок и правкой сёдел), ремонт шатунов (с заменой втулок верхней головки), сборка-разборка, а также мойка блока и головки.
Стоимость сборки-разборки двигателей, как вы уже, несомненно, запомнили, принимается одинаковой. А соотношение затрат на прочие операции выглядело примерно так, как мы и ожидали (табл. 1).
Таблица 1
Наименование операции | Стоимость (в руб.) операции для мотора B5254 | Стоимость (в руб.) операции для мотора D5252 |
Мойка блока и головки | 550,0 | 550,0 |
Шлифовка коленвала | 2400,0 | 2400,0 |
Расточка и хонингование блока | 3000,0 | 3000,0 |
Собрать-разобрать клапанный механизм | 1300,0 | 650,0 |
Обработка головки блока по плоскости | 850,0 | 850,0 |
Замена направляющих втулок клапанов | 3300,0 | 1650,0 |
Замена маслосъёмных колпачков | 1200,0 | 600,0 |
Правка сёдел | 2200,0 | 1100,0 |
Притирка клапанов | 1400,0 | 700,0 |
Полный ремонт шатунов | 1750,0 | 4600,0 |
Всего по ремонту двигателя | 17950,0 | 16100,0 |
* Стоимость, показанная здесь, является ориентировочной и может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от состояния конкретного двигателя.
Из таблицы видно, что сумма для оплаты работ по механообработке деталей бензинового двигателя больше, чем у его дизельного собрата, всего на 1850,0 рублей. И объясняется она тем, что у бензинового мотора двадцать клапанов, а у дизеля всего десять, поэтому в два раза выше стоимость работ по головке блока. Даже то, что при ремонте дизеля дороже обработка шатунов, практически не меняет картины.
И со стоимостью запчастей тоже не было особых неожиданностей (табл. 2).
Таблица 2
Название детали | Стоимость (в руб.) для мотора B5254 | Стоимость (в руб.) для мотора D5252 |
Поршни (с кольцами и пальцем) | 2489,75 х 5 = 12448,75 | 3641,4 х 5 = 18207,00 |
Вкладыши коренные (1 комплект) | 2172,96 | 1216,08 |
Вкладыши шатунные (1 комплект) | 1038,24 | 2577,60 |
Втулки верхней головки шатуна (1 комплект) | 538,20 | 553,68 |
Втулки направляющие | 141,84 х 20 = 2836,80 | 55,44 х 10 = 554,40 |
Клапана впускные | 263,52 х 10 = 2653,20 | 345,60 х 5 = 1728,00 |
Клапана выпускные | 451,44 х 10 = 4514,40 | 403,56 х 5 = 2017,80 |
Гидрокомпенсаторы | 356,76 х 20 = 7135,20 | 159,12 х 10 = 1591,20 |
Болты головочные (1 комплект) | 1323,36 | 576,00 |
Комплект прокладок и сальников (верхний) | 2430,00 | 1872,00 |
Комплект прокладок и сальников (нижний) | 942,12 | 1035,00 |
Зубчатый ремень привода ГРМ + 2 ролика (в комплекте) | 3418,56 | 2265,48 |
Зубчатый ремень привода ТНВД + 2 ролика (в комплекте) | - | 3090,24 |
Насос водяной | 1352,16 | 1760,40 |
Всего по запчастям | 42803,95 | 39044,88 |
Разница в затратах в пользу дизеля оказалась около 10 % (то есть 3759,07 рублей) всё по той же причине: у бензинового мотора вдвое больше клапанов и направляющих втулок. И даже дорогие "дизельные" поршни и "дополнительный" комплект ремня и роликов для привода ТНВД не смогли поправить положение в пользу "бензина". Правда, такой экономии не хватит на замену форсунок или, к примеру, на покупку другого турбокомпрессора. Но если вы решили, что по затратам чаша весов все-таки склонится в пользу бензинового варианта, не спешите! Помните, мы выше упоминали, что бензиновый мотор сделан из алюминия и обходится без прокладок. В случае серьёзного перегрева (а это отнюдь не редкость на подержанных машинах) такая конструкция может вызвать серьёзные проблемы при сборке — из-за коробления деталей и невозможности как следует уплотнить стыки. Другой неприятный момент — очень маленькие ремонтные увеличения поршней: 0,2 и 0,4 мм. Зачастую выработка в цилиндрах бывает столь велика, что расточка в ремонтный размер отнюдь не устраняет её. Тогда остаётся только гильзовка изношенных цилиндров, а это существенно удорожает ремонт.
Так что если вы спросите наше мнение, то тут никаких раздумий быть не может: Volvo S70 с дизельным двигателем — практичный и разумный выбор! С любой стороны.
Материал подготовлен экспертной группой компании "Механика"
Опубликовано: "Правильный автосервис", 2007, № 7 (29).