Вот мы и завершили тему "немецких" моторов (см. статьи о двигателях для Фольсвагена, Мерседеса, Опеля и БМВ). На очереди — новый объект для исследования, благо, выбор у нас богат, ведь бензиновые и дизельные "легковушки" попадали к нам из самых разных стран: из Японии, Италии, Англии, Южной Кореи и Швеции. Да и про Францию забывать не стоит. В данной статье мы как раз и проведем сравнительный анализ затрат на ремонт дизельного и бензинового двигателей, которые устанавливаются на французские автомобили. Надо отметить, что во Франции дизельные легковые автомобили очень популярны, а моторы на тяжелом топливе компании Peugeot-Citroen традиционно считаются одними из лучших. Так, может быть, и начнем с них?
В этот раз мы предлагаем вам оценить затраты на ремонт парочки двигателей Peugeot/Citroen. Стоит пояснить, что имеется в виду под двойным названием. Дело в том, что уже много лет под капотами автомобилей Peugeot и Citroen, несмотря на их внешнюю несхожесть, работают одни и те же унифицированные двигатели. Итак, пара: двухлитровый бензиновый мотор XU10 J4 мощностью 130 л.с. и 90-сильный турбодизель XUD9 BTF рабочим объемом 1.9 л. Явный проигрыш дизеля в лошадиных силах компенсируется отменной тягой и превосходной экономичностью. Конструкция бензинового мотора вполне современна — два распредвала в головке, шестнадцать клапанов. Турбодизель попроще: ещё без непосредственного впрыска топлива в цилиндры и с минимальным количеством электроники — старый добрый вихрекамерный мотор.
И тот и другой двигатели можно было встретить на ранних версиях Peugeot 406 (примерно восьмилетней давности), весьма популярного на нашем рынке автомобиля, а также под капотами Peugeot 306 или 605, Citroen Xsara или Xantia. Во сколько же обойдется автовладельцу приведение этих моторов в надлежащий вид?
При ремонте двигателя — бензинового или дизельного, — как всегда выполняются шлифовка коленвала, расточка и хонингование блока, ремонт головки блока (с заменой направляющих втулок и правкой седел), ремонт шатунов (с заменой втулок верхней головки), сборка-разборка агрегата и мойка блока и головки.
Стоимость сборки-разборки двигателей, как вы, наверное, уже запомнили, принимается одинаковой.
Затраты же на другие операции, а ещё больше — на запчасти, нас в этот раз несколько удивили. Итак, начнем с изучения таблицы 1.
Наименование |
Стоимость (в руб.) операции для мотора XU10 J4R |
Стоимость (в руб.) операции для мотора XUD9 BTF |
Мойка блока и головки | 450.0 | 450.0 |
Шлифовка коленвала | 1900.0 | 1900.0 |
Расточка и хонингование блока | 2400.0 | 2400.0 |
Собрать-разобрать клапанный механизм | 1040.0 | 520.0 |
Обработка головки блока по плоскости | 680.0 | 1248.0 |
Замена направляющих втулок клапанов | 2640.0 | 1320.0 |
Замена маслосъемных колпачков | 960.0 | 480.0 |
Правка седел | 1760.0 | 880.0 |
Притирка клапанов | 1120.0 | 560.0 |
Полный ремонт шатунов | 3200.0 | 3680.0 |
Всего по ремонту двигателя | 16150.0 | 13438.0 |
* Стоимость, показанная здесь, является ориентировочной и может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от состояния конкретного двигателя.
Из таблицы видно, что сумма для оплаты работ по механообработке деталей дизельного двигателя меньше, чем у его бензинового собрата на 2712 рублей. Разница, может, и не существенная, но ощутимая. И объясняется она тем, что у бензинового мотора в два раза больше клапанов, а, соответственно, в два раза выше стоимость работ по замене втулок. Даже тот факт, что в данном случае при ремонте дизеля дороже обработка головки блока по плоскости и ремонт шатунов, существенно не меняет дела. Картина ещё больше прояснилась, когда мы посчитали стоимость запасных частей (табл.2).
Название детали |
Стоимость (в руб.) для мотора XU10 J4 |
Стоимость (в руб.) для мотора XUD9 BTF |
Поршни (с кольцами и пальцем) | 3709.44 х 4 = 14837.76 | 4182.48 х 4 = 16729.92 |
Вкладыши коренные (1 комплект) | 620.64 | 792.00 |
Вкладыши шатунные (1 комплект) | 976.32 | 846.36 |
Втулки верхней головки шатуна | 311.04 x 4 = 1244.16 | 170.64 х 4 = 682.56 |
Втулки направляющие | 357.84 х 16 = 5725.44 | 278.64 х 8 = 2229.12 |
Клапана впускные | 210.24 х 8 = 1681.92 | 146.88 х 4 = 587.52 |
Клапана выпускные | 352.08 х 8 = 2816.64 | 213.84 х 4 = 855.36 |
Гидрокомпенсаторы | 569.52 х 16 = 9112.32 | — |
Болты головочные (1 комплект) | - | 725.04 |
Комплект прокладок и сальников (верхний) | 3197.52 | 1747.80 |
Комплект прокладок и сальников (нижний) | 1630.08 | 936.00 |
Зубчатый ремень привода ГРМ + 2 ролика (в комплекте) | 3069.72 | 1644.48 |
Цепь привода масляного насоса (1 шт) | 184.32 | 184.32 |
Насос водяной | 1969.92 | 951.53 |
Всего по запчастям | 47066.76 | 28912.01 |
Результат просто невероятный: разница в затратах в пользу дизеля оказалась 18154.75 рублей! Почему? У бензинового мотора вдвое больше клапанов и направляющих втулок. А также 16 штук очень дорогих гидрокомпенсаторов, которые при капитальном ремонте менять жизненно необходимо. Дизель же "обходится" обычными толкателями, которые практически никогда не ломаются. Судя по нашим подсчетам, "дизельной" экономии вполне хватит на ремонт и регулировку форсунок турбодизеля или, к примеру, на покупку новой головки блока для него же. А, может быть, вам посоветуют поменять турбокомпрессор (его вы тоже купите за эти деньги). И все равно ремонт дизеля будет стоить дешевле, чем приобретение запчастей для бензинового мотора.
Правда, отечественных автовладельцев это никоим образом не смущает. Дизельный Peugeot на наших улицах ещё надо поискать, видимо, слишком сильны традиции или глубоки предубеждения по поводу дороговизны и сложности содержания и ремонта дизельных машин. А вот французы давно поняли их преимущества и активно это используют. Решайтесь!
Материал подготовлен экспертной группой компании "Механика"
Опубликовано: "Правильный автосервис", 2007, № 5 (27).