Продолжая тему ремонта "немецких" дизельных и бензиновых двигателей, мы решили немного отойти от уже сложившейся традиции брать для анализа только легковые моторы. Сегодня в поле нашего зрения попал Ford Transit, очень популярный (особенно на фоне своих легковых собратьев из Кельна) на российском рынке подержанных иномарок автомобиль. Он прост по устройству, надежен и удобен, а благодаря своей универсальности может служить как многоместным легковым авто, так и небольшим коммерческим автомобилем.
Сегодня мы посчитаем, насколько велика разница в стоимости ремонта дизельного и бензинового двигателей, которыми комплектовались фордовские микроавтобусы и фургончики, выпускавшиеся до 2000 года, - таких на российском рынке, как показывает статистика, подавляющее большинство. Моторы, как правило, рядные четверки: бензиновые - объемом два литра, дизельные - два с половиной. Причем основная часть таких машин на наших улицах катается под бодрое дизельное тарахтение. Безусловно, солярка по нынешним временам значительно дешевле бензина, что является первым аргументом в пользу дизельного мотора. Ведь для коммерческой машины эксплуатационный аспект всегда немаловажен. А уж выдающиеся динамические качества - вопрос второстепенный.
Для расчетов возьмем два мотора: бензиновый двигатель NSF - двухлитровый, с мощностью 115 л. с. и безнаддувный дизель 4GA в два с половиной литра и мощностью всего 85 л. с. Кстати сказать, конструкция бензинового мотора весьма современна: два распредвала в головке, шестнадцать клапанов. А дизель довольно архаичен по устройству: распредвал в блоке, штанговый привод клапанов. Правда, он с неразделенной камерой сгорания, то есть топливо впрыскивается непосредственно в цилиндр.
Ремонт, как всегда, потребует проведения стандартных операций, стоимость которых приведена в таблице 1.
Наименование операции | Стоимость (в руб.) операции для мотора NSF | Стоимость (в руб.) операции для мотора 4GA |
Мойка блока и головки | 450.0 | 450.0 |
Шлифовка коленвала | 1900.0 | 1900.0 |
Расточка и хонингование блока | 2400.0 | 3080.0 |
Собрать-разобрать клапанный механизм | 1040.0 | 520.0 |
Обработка головки блока по плоскости | 680.0 | 960.0 |
Замена направляющих втулок клапанов | 2640.0 | 1320.0 |
Замена маслосъемных колпачков | 960.0 | 480.0 |
Правка седел | 1760.0 | 880.0 |
Притирка клапанов | 1120.0 | 560.0 |
Ремонт шатунов | 1800.0 | 3680.0 |
Замена втулок распредвала | - | 1650.0 |
Перепрессовка | 1000.0 | - |
Всего по ремонту двигателя | 15750.0 | 15480.0 |
Расходы на работы по механообработке деталей дизельного двигателя меньше, чем его бензинового конкурента всего на 270 рублей. Но это не означает, что стоимость операций в том и другом случае будет приблизительно одинаковой. У бензинового мотора замена направляющих втулок обойдется автовладельцу в два раза дороже, так как клапанов у него в два раза больше. А вот у дизеля существенно дороже три операции: расточка/хонингование блока, обработка головки по плоскости и ремонт шатунов. Да еще есть необходимость менять втулки распредвала - изза особенностей конструкции мотора и применяемых материалов. Но это уже вопрос запчастей, к которому мы и переходим.
Как обстоят дела с запчастями, необходимыми для ремонта, демонстрирует таблица 2.
Наименование детали | Стоимость (в руб.) для мотора NSF | Стоимость (в руб.) для мотора 4GA |
Поршни (с кольцами и пальцем) | 3174.48 х 4 = 12697.92 | 2446.92 х 4 = 9787.68 |
Вкладыши коренные (1 комплект) | 1481.04 | 845.64 |
Вкладыши шатунные (1 комплект) | 798.84 | 364.32 |
Втулки верхней головки шатуна (1 комплект) | - | 415.08 |
Втулки распредвала (1 комплект) | - | 1677.60 |
Втулки направляющие | 141.12 х 16 = 2257.92 | 59.40 х 8 = 475.20 |
Клапана впускные | 258.48 х 8 = 2067.84 | 129.96 х 4 = 519.84 |
Клапана выпускные | 322.56 х 8 = 2580.48 | 192.96 х 4 = 771.84 |
Гидрокомпенсаторы | 550.80 х 16 = 8812.80 | - |
Болты головочные (1 комплект) | 888.48 | 612.00 |
Комплект прокладок и сальников (полный) | 3884.76 | - |
Комплект прокладок и сальников (верхний) | - | 2148.12 |
Комплект прокладок и сальников (нижний) | - | 2369.16 |
Зубчатый ремень привода ГРМ (1 шт) | - | 1049.04 |
Натяжитель ремня | - | 661.68 |
Цепь привода ГРМ (1 шт) | 476.64 | - |
Натяжитель цепи | 846.72 | - |
Рычаг натяжителя цепи (1 шт) | 865.80 | - |
Успокоители цепи (1 шт) | 240.48 | - |
Насос водяной | 1023.12 | 1140.48 |
Всего по запчастям | 38922.84 | 22837.68 |
Результат просто фантастический: запчасти для "грузового" дизеля в итоге оказались дешевле на 16085,16 рублей! И даже покупка четырех новых дизельных форсунок (а они здесь неразборные и меняются только целиком) стоимостью 2500 рублей каждая все равно сохраняет в кармане владельца дизельного "Форда" около 6000 рублей. Этого вполне может хватить на регулировку ТНВД. И еще одно замечание против бензинового мотора... Наш опыт (весьма богатый) показывает, что головка блока этого бензинового фордовского мотора очень "нежная". Перегрев, неправильная затяжка болтов приводят к появлению таких трещин, которые "вылечить" невозможно. Выход только один - замена, а это делает ремонт бензинового мотора нерентабельным, ведь, не считая затрат на опрессовку (1000 рублей), придется раскошелиться и на новую головку блока, которую придется поискать. Не зря из-под капотов многочисленных "Транзитов" раздается жизнерадостное дизельное тарахтение...
Материал подготовлен экспертной группой компании "Механика"
Опубликовано: "Правильный автосервис", 2007, № 6 (28).