В очередной статье цикла "Дизель" или "бензин" мы решили продолжить "немецкую" тему. Объяснение этому довольно простое — на российских дорогах ездит немало автомобилей производства Германии. Видимо, словосочетание "немецкое качество" оказывает на наших сограждан какое'то магическое действие. Мы оценили, насколько велика разница в стоимости ремонта "фольксвагеновских", "мерседесовских" и "опелевских" моторов. На этот раз попробуем оценить затраты на ремонт двигателей из Баварии — тех, которые устанавливаются на автомобили BMW.
Как и раньше, посчитаем суммы, необходимые для приведения в надлежащий вид бензинового и дизельного моторов, которыми комплектовался автомобиль BMW 5-й серии образца 1989 года, шедший под заводским обозначением Е34. Эти машины не очень дороги и весьма популярны на отечественном рынке подержанных иномарок, поскольку дарят своему обладателю ощущение престижа. К их достоинствам стоит также добавить скорость, комфорт, столь приятные сердцу российского автовладельца, и превосходную управляемость, хотя для автомобиля в возрасте (причем серьезном) это не главное. Единственный минус — отсутствие разнообразия. Моторы, в подавляющем большинстве, рядные шестерки в два или два с половиной литра. И кузов только один — седан. Универсалов очень мало, видно, не вяжется образ "стремительного" авто с грузопассажирским кузовом.
Сразу скажем, что почти на все BMW 5-й серии того периода, которые продавались в России, установлены бензиновые двигатели, а дизельных очень мало. Это выглядит довольно странно на фоне того, что новые BMW представлены как в бензиновом, так и в дизельном вариантах. Качество российской "солярки" за минувшие годы изменилось мало, поэтому говорить о том, что сей факт учитывался продавцами 15-20 лет назад, вряд ли стоит. Можно предположить, конечно, что дизельные моторы из Баварии стали менее капризными и требовательными, но...
Но перейдем к конкретным расчетам. Сегодня мы проанализируем стоимость ремонта двух моторов: бензинового двигателя М50 В25 рабочим объемом 2,5 л и мощностью 190 л. с. и турбодизеля M51 D25 того же объема, правда, с несколько меньшей мощностью — 143 л. с. Кстати сказать, у бензинового мотора — по четыре клапана на цилиндр, а у дизеля только по два. Зато у дизеля есть сложная топливная аппаратура и турбокомпрессор. Как всегда, мы производим ряд обязательных работ и в результате видим вот такой результат.
Наименование операции | Стоимость (в руб.) операции для мотора М50 В25 | Стоимость (в руб.) операции для мотора М51 D25 |
Мойка блока и головки | 550.0 | 550.0 |
Шлифовка коленвала | 2340.0 | 2340.0 |
Расточка и хонингование блока | 3300.0 | 3300.0 |
Собрать — разобрать клапанный механизм | 1392.0 | 696.0 |
Обработка головки блока по плоскости | 930.0 | 1440.0 |
Замена направляющих втулок клапанов | 3696.0 | 1848.0 |
Замена маслосъемных колпачков | 1320.0 | 660.0 |
Правка седел | 2160.0 | 1080.0 |
Притирка клапанов | 1560.0 | 780.0 |
Ремонт шатунов | 4260.0 | 4980.0 |
Всего по ремонту двигателя | 21508.0 | 17674.0 |
Выходит, что сумма, необходимая для оплаты работ по механообработке деталей дизельного двигателя меньше, чем у его бензинового конкурента на немалые 3834 рубля. Такая разница получилась изза того, что у бензинового мотора 24 клапана, а у дизеля — вдвое меньше. И даже более дорогие операции по ремонту дизельных шатунов и обработке плоскости головки блока ситуацию не меняют. Но как обстоят дела со стоимостью запасных частей?
Результат получился не совсем ожидаемый: "дизельные" запчасти дешевле "бензиновых" на 3560.92 рублей. А в итоге суммарная экономия для мотора М51 получается чуть меньше семи с половиной тысяч рублей. На первый взгляд — неплохо.
Название детали | Стоимость (в руб.) для мотора М50 В25 | Стоимость (в руб.) для мотора М51 D25 |
Поршни (с кольцами и пальцем) | 2634.81 х 6 = 15808.86 | 2689.13 х 6 = 16134.78 |
Вкладыши коренные (1 комплект) | 1405.80 | 1437.75 |
Вкладыши шатунные (1 комплект) | 707.87 | 3561.72 |
Втулки верхней головки шатуна (1 комплект) | 456.18 | 523.98 |
Втулки направляющие | 143.78 х 24 = 3450.72 | 70.29 х 12 = 843.48 |
Клапана впускные | 239.63 х 12 = 2875.56 | 465.76 х 6 = 2794.56 |
Клапана выпускные | 246.73 х 12 = 2960.76 | 487.06 х 6 = 2922.36 |
Гидрокомпенсаторы | 331.93 х 24 = 7966.32 | 331.93 х 12 = 3983.16 |
Комплект прокладок и сальников (верхний) | 3401.97 | 2857.75 |
Комплект прокладок и сальников (нижний) | 1706.84 | 1661.40 |
Цепь привода ГРМ (2 шт.) | 1334.09 | 1542.12 |
Натяжитель цепи | 1724.95 (2 шт.) | 1121.45 (1 шт.) |
Башмак натяжителя цепи (2 шт.) | 1177.89 | 2420.00 |
Успокоители цепи (2 шт.) | 1600.70 | 841.76 |
Насос водяной | 849.87 | 1221.20 |
Всего по запчастям | 47428.38 | 43867.46 |
* Стоимость, показанная здесь, является ориентировочной и может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от состояния конкретного двигателя.
Но это только на первый взгляд... Более пристальное изучение проблемы капитального ремонта "бэмвиного" турбодизеля позволяет выяснить, что головка блока двигателя М51 — весьма "нежная" по своему устройству и с трудом выносит длительную эксплуатацию, особенно в отечественных условиях. В большинстве случаев это приводит к дополнительным технологическим операциям по ее ремонту, например к опрессовке. В нашем случае это будет стоить дополнительные 1380 рублей. Заплатив эту сумму, вы узнаете, пригодна ли головка блока к дальнейшей эксплуатации. А если в ней будут обнаружены трещины, тогда готовьтесь выложить еще 32580 рублей! Именно столько стоит новая головка. Попытка найти деталь бывшую в употреблении, подешевле, положения не спасет. Как показывает наша практика, б/ушная головка тоже может оказаться непригодной. Поэтому лучше перестраховаться и приобрести новую. Но в этом случае сумма затрат на ремонт турбодизеля увеличивается практически в полтора раза! А если учесть еще и необходимость проверки, ремонта и регулировки топливной аппаратуры этого дизельного мотора, кстати, довольно капризной, то "бензиновый" вариант выигрывает с огромным отрывом.
Что можно сказать еще? Надо очень любить и "старенькие" BMW, и дизели, чтобы решиться на такую покупку и на такие хлопоты с ремонтом.
Материал подготовлен экспертной группой компании "Механика"
Опубликовано: "Правильный автосервис", 2007, № 7 (29).