В двух предыдущих материалах нашего "дизельного" цикла мы постарались оценить, насколько велика разница в стоимости ремонта "фольксвагеновских" и "мерседесовских" моторов. В этот раз мы предлагаем оценку затрат на капитальный ремонт мотора еще для одной марки из Германии — Opel.
Следуя заведенной традиции, посчитаем сумму, необходимую для приведения в надлежащий вид бензинового и дизельного моторов, которые ставились на автомобиль Opel Vectra B. Почему именно этот автомобиль? Потому, что эта машина является неплохой альтернативой подержанному "Фольксвагену". И по возрасту, и по потребительским качествам. А также стоит несколько меньше. Да и выбор различных вариантов весьма богат. Тут и моторы разной мощности и объема: от скромного 1.6 до V-образной шестерки с солидным объемом 2.5 литра. Есть и приятное разнообразие кузовов: седан, хэтчбек и универсал. В общем, выбирай — не хочу. Однако подавляющее большинство подобных автомобилей живет и приводится в движение бензиновыми моторами. А дизельных вариантов совсем мало. Почему так? Может, как раз из-за стоимости деталей и дороговизны ремонта?
Давайте попробуем разобраться. Тем более, что на рынке давно и достаточно успешно продается Vectra третьего поколения, а ситуация с двигателями так и не изменилась. Нет дизеля. Может, так плоха российская "солярка", по мнению немецких инженеров и маркетологов? А может, имеются другие, скрытые причины бензинового приоритета?
Для подробного расчета возьмем такую пару: бензиновый двигатель X20XEV, рабочим объемом 2.0 л и мощностью 136 л.с. и турбодизель X20DTH, тоже двухлитровый. Тут "лошадиных сил" заметно меньше — 101. И это — несмотря на турбонаддув и шестнадцать клапанов. Кстати сказать, у бензинового мотора тоже 16 клапанов. А это практически уравнивает шансы по сложности устройства двух моторов, выбранных для обсчета.
Еще раз напомним, что при ремонте двигателя — неважно, бензинового или дизельного, — нам придется произвести ряд обязательных работ, а именно:
- шлифовку коленвала,
- расточку и хонингование блока,
- ремонт головки блока (с заменой направляющих втулок и правкой седел),
- ремонт шатунов (с заменой втулок верхних головок),
- сборку-разборку агрегата,
- мойку блока и головки.
Стоимость сборки-разборки двигателей, как и в прошлый раз, принимаем одинаковой. Что же касательно остального... Мы сложили все необходимые затраты, и вот что в итоге у нас получилось (таблица 1):
Таблица 1
Наименование операции | Стоимость (в руб.) операции для мотора X20XEV | Стоимость (в руб.) операции для мотора X20DTH |
Мойка блока и головки | 450.0 | 450.0 |
Шлифовка коленвала | 1840.0 | 1840.0 |
Расточка и хонингование блока | 2200.0 | 2200.0 |
Собрать — разобрать клапанный механизм | 928.0 | 928.0 |
Обработка головки блока по плоскости | 620.0 | 620.0 |
Замена направляющих втулок клапанов | 2464.0 | — |
Разворачивание втулок под ремонтные клапана | — | 2464.0 |
Замена маслосъемных колпачков | 880.0 | 880.0 |
Правка седел | 1440.0 | 1440.0 |
Притирка клапанов | 1040.0 | 1040.0 |
Ремонт шатунов | 1600.0 | 1720.0 |
Перепрессовка поршневых пальцев | 1000.0 | — |
Всего по ремонту двигателя | 14462.0 | 13582.0 |
Как видим, суммарная стоимость работ по механообработке оказалась практически одинаковой. Так и должно быть, ведь оба мотора идентичны по конструкции: четырехцилиндровые и 16-клапанные. Разница в восемьсот восемьдесят рублей обусловлена тем, что у бензинового мотора нет нужды ремонтировать верхнюю головку шатуна, зато появляется такая операция, как "перепрессовка": при сборке шатунов и новых поршней поршневой палец устанавливается в верхнюю головку с натягом. Поэтому приходится применять некоторые специальные технологические операции.
Однако работа работой, а ведь есть и вторая, никак не менее существенная составляющая — запасные части. Что покажет анализ затрат по этой статье? Как и в прошлый раз, выбираем детали средней ценовой категории. И здесь нас ждет неожиданный результат. Смотрите сами, таблица перед вами (таблица 2).
Таблица 2
Название детали | Стоимость (в руб.) для мотора X20XEV | Стоимость (в руб.) для мотора X20DTH |
Поршни (с кольцами и пальцем) | 1716.10 х 4 = 6864.30 | 2691.61 х 4 = 10766.44 |
Вкладыши коренные (1 комплект) | 862.65 | 1388.05 |
Вкладыши шатунные (1 комплект) | 462.63 | 891.05 |
Втулки верхней головки шатуна (1 комплект) | — | 1216.94 |
Втулки направляющие | 53.25 х 16 = 852.00 | — |
Клапана впускные | 188.86 х 8 = 1510.88 | 291.10 х 8 = 2328.80 |
Клапана выпускные | 401.51 х 8 = 3212.04 | 463.63 х 8 = 3709.04 |
Гидрокомпенсаторы | 301.75 х 16 = 4828.00 | 301.75 х 16 = 4828.00 |
Комплект прокладок и сальников (верхний) | 1616.67 | 3420.78 |
Комплект прокладок и сальников (нижний) | 1255.99 | 1894.99 |
Цепь привода ГРМ (2 штуки) | — | 2846.39 |
Натяжитель цепи (2 штуки) | — | 3071.46 |
Башмак натяжителя цепи (2 штуки) | — | 1165.73 |
Успокоители цепи (2 штуки) | — | 674.58 |
Ремень привода ГРМ | 736.63 | — |
Ролик натяжной зубчатого ремня | 735.56 | — |
Ролик направляющий зубчатого ремня (2 штуки) | 298.20 х 2 = 596.40 | — |
Насос водяной | 766.80 | 2504.88 |
Всего по запчастям | 24300.00 | 40707.49 |
Некоторые пояснения к этой таблице: у этого дизельного мотора нет необходимости в замене направляющих втулок клапанов. В запчасти поставляются ремонтные клапана с увеличенным диаметром стержня. Поэтому старые втулки обрабатываются развертками, с целью увеличения внутреннего диаметра. Но даже экономия на новых втулках совершенно не радует. Потому что она не способна ничуть смягчить просто-таки драматическую картину почти двукратной ценовой разницы!
В итоге "дизельные" детали обойдутся владельцу дороже на семнадцать с лишком тысяч рублей! Как видим, в случае с Опелем у "дизеля" нет никаких шансов против своего бензинового коллеги при оценке стоимости ремонта. Увы, сервису придется еще больше расстроить владельца этого достаточно бюджетного автомобиля. Ведь мы не учли неизбежных затрат на ремонт и регулировку топливной аппаратуры, которые окончательно испортят счет за дизельный ремонт.
Итак, вот они, подозревавшиеся нами в самом начале скрытые причины. Становится понятно, почему бензиновая "Вектра" — обычное дело на наших улицах, а дизельную еще надо поискать. При таких катастрофических различиях в расходах на ремонт экономия на топливе, право, не стоит ни хлопот, ни отдельного расмотрения. Все возможные выгоды с лихвой перекрываются затратами на грядущий ремонт.
"Правильный автосервис", 2007, № 4 (26).
Материал подготовлен экспертной группой компании "Механика".