В предыдущей статье мы сравнивали затраты на капитальный ремонт двух "фольксвагеновских" моторов — дизельного и бензинового, и тогда расклад получился не в пользу "бензина". Сегодня мы рассмотрим затраты на капитальный ремонт для автомобилей другой марки. Какой? Ну, хотя бы так любимой в России Mercedes Benz.
Думаем, читателям небезынтересно будет узнать, что первый дизельный "легковой" мотор был сконструирован в 1926 году именно инженерами "Мерседеса". Правда, это был только опытный образец, которому еще предстояло пройти обкатку. К тому времени на грузовиках уже активно устанавливали дизели, и желание стать первым производителем "легкового" дизеля подстегивало конструкторов разных фирм. "Мерседес" не занимал лидирующих позиций по количеству выпускаемых автомобилей, но по качеству, пожалуй, что да. К этому вопросу в компании всегда подходили с полной ответственностью. Построив опытный экземпляр, специалисты компании еще 9 лет потратили на его доводку. А в 1935 году, прежде чем дизельные "Мерседесы" поступили в розничную продажу, их закупила берлинская таксомоторная служба — именно ей было доверено провести ходовые испытания мотора. Служба от этого, естественно, не сильно пострадала — такой договор был выгоден обеим сторонам, ведь дизельное топливо стоит дешевле, да и расход его меньше. Возможно, именно поэтому "мерседесовские" дизеля ценились всегда. Оценили их по достоинству и российские потребители.
Следуя уже заведенной традиции, посчитаем сумму, необходимую для приведения в надлежащий вид бензинового и дизельного моторов Mercedes Benz. Итак — Mercedes. И не простой, а "глазастый", как прозвали в народе машины кузовной серии W210. В свое время, лет 10 назад, эти автомобили бизнес-класса были чрезвычайно престижны. Такой автомобиль говорил о достатке своего владельца, но без вызова. Сегодня автомобили этой серии уже не выпускаются, но их по-прежнему много на российских дорогах.
Для подробного анализа возьмем такую пару: бензиновый двигатель М111.942 с рабочим объемом 2,0 л и мощностью 136 л.с. и дизель ОМ604.917, он тоже двухлитровый. Современные технологии позволили "снять" с двух "дизельных" литров 113 л. с., что не так уж и мало по сравнению с бензиновыми "оппонентами". Еще раз напомним, что при ремонте двигателя — неважно, бензинового или дизельного, — нам придется произвести ряд обязательных работ:
— шлифовку коленвала,
— расточку и хонингование блока,
— ремонт головки блока (с заменой направляющих втулок и правкой седел),
— ремонт шатунов (с заменой втулок верхней головки),
— сборку"разборку агрегата;
— мойку блока и головки.
Стоимость сборки разборки двигателей, как и в прошлый раз, принимаем одинаковой. Что же касательно остального... Мы сложили все необходимые затраты, и вот что из этого получилось (таблица 1).
Таблица 1
Наименование операции | Стоимость (в руб.) для мотора М111.942 | Стоимость (в руб.) для мотора ОМ604.917 |
Мойка блока и головки | 450.0 | 450.0 |
Шлифовка коленвала | 1840.0 | 1840.0 |
Расточка и хонингование блока | 2200.0 | 2200.0 |
Собрать"разобрать клапанный механизм | 928.0 | 928.0 |
Обработка головки блока по плоскости | 620.0 | 620.0 |
Замена направляющих втулок клапанов | 2464.0 | 2464.0 |
Замена маслосъемных колпачков | 880.0 | 880.0 |
Правка седел | 1440.0 | 1440.0 |
Притирка клапанов | 1040.0 | 1040.0 |
Ремонт шатунов | 1720.0 | 1720.0 |
Всего по ремонту двигателя | 13582.0 | 13582.0 |
Стоимость, показанная здесь, является ориентировочной и может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от состояния конкретного двигателя.
Как видим, суммарная стоимость работ по механообработке оказалась одинаковой. А объяснение простое — моторы идентичны по конструкции: четырехцилиндровые и 16-клапанные. Но что же покажет анализ затрат на запасные части? Как и в прошлый раз, выбираем детали средней ценовой категории. И здесь нас ждет неожиданный результат (таблица 2). Против ожидания, стоимость "дизельных" запчастей оказалась всего на 2387 рублей больше, чем для "бензина". Это чуть меньше 6%! Однако читатель может заметить: "Я не хочу ездить на машине с "маленьким" мотором. Ведь "правильный" Mercedes должен быть только шестицилиндровым!"
Таблица 2
Название детали | Стоимость (в руб.) для мотора М111.942 | Стоимость (в руб.) для мотора ОМ604.917 |
Поршни (с кольцами и пальцем) | 4256.6x4=17024 | 3540.6x4=14162.4 |
Вкладыши коренные (1 комплект) | 1042.6 | 1042.6 |
Вкладыши шатунные (1 комплект) | 660.6 | 1205.3 |
Втулки верхней головки шатуна (1 комплект) | 176.8 | 276.5 |
Втулки направляющие | 35.0х16=560.0 | 35.0х16=560.0 |
Клапана впускные | 196.2х8=1542.4 | 249.1х8=1992.8 |
Клапана выпускные | 262.8х8=2102.4 | 352.8х8=2822.4 |
Гидрокомпенсаторы | 328.0x16=5248.0 | 419.8x16=6716.8 |
Комплект прокладок и сальников (верхний) | 2612.7 | 3135.6 |
Комплект прокладок и сальников (нижний) | 1400.0 | 1795.7 |
Цепь двухрядная (привода ГРМ) | 1174.7 | 2310.8 |
Натяжитель цепи | 1225.8 | 1295.3 |
Башмак натяжителя цепи | 379.1 | 1575.4 |
Успокоители цепи (2 штуки) | 482.4 | 327.6 |
Звездочка коленвала | 1751.0 | 969.1 |
Ролик натяжной поликлинового ремня | 726.5 | 455.8 |
Натяжитель поликлинового ремня | 1113.1 | 841.0 |
Демпфер поликлинового ремня | 756.4 | 630.7 |
Насос водяной | 1568.9 | 1820.9 |
Всего по запчастям | 41549.8 | 43936.7 |
Стоимость, показанная здесь, является ориентировочной и может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от состояния конкретного двигателя.
Ну что ж, пусть так. Но и в этом случае картина почти не изменится. Дело в том, что "мерседесовские" четырех- и шестицилиндровые моторы унифицированы между собой, и многие детали (например, поршни, кольца, вкладыши, клапаны) для них могут быть попросту одинаковыми. Поправку надо будет сделать лишь на количество необходимых деталей. То же самое касается и стоимости механообработки. Поэтому в случае шестицилиндрового двигателя стоимость работ и запчастей увеличивается в 1,5 раза, и вы получаете примерную стоимость работ по ремонту шестицилиндровых бензинового или дизельного моторов.
Если не принимать во внимание стоимость ремонта топливной аппаратуры, то дизельный Mercedes "в возрасте" оказывается не так уж и плох. Кстати, это косвенно подтверждается изрядным количеством дизельных "Мерседесов" на наших улицах. К тому же топливная аппаратура таких машин весьма надежна и долговечна и не требует при ремонте каких-то глобальных затрат, как это было, например, у "Фольксвагена". Вывод можно сделать один: восьмидесятилетняя история построения дизельных моторов, поверьте, дорогого стоит.
"Правильный автосервис", 2007, № 3 (25).
Материал подготовлен экспертной группой компании "Механика".