Разобравшись с моторами японских производителей Mitsubishi и Toyota, мы задумались: а что же другие производители? В наш обзор не попали ещё четыре компании: Daihatsu, Isuzu, Nissan и Subaru.
Итак, выбираем из четырех вариантов. Fuji Heavy Industries (в миру известной как Subaru) из этого перечня можно смело вычёркивать, поскольку первый дизель этой фирмы только готовится к производству.
Среди двигателей Isuzu надо очень постараться найти бензиновый мотор — эта компания больше известна своими грузовыми дизелями, а производство бензиновых легковушек Isuzu давным-давно прекращено.
Компания Daihatsu выпускала небольшие дизеля своего собственного производства, но в наших краях они практически неизвестны. Кроме того, на некоторых машинах этой фирмы использовались дизеля "старшего" товарища — компании Toyota, а про них мы уже писали (см. "Правильный Автосервис", №11 (33) / 2007). Методом исключения у нас остался только один вариант — моторы Nissan.
Двигателей Nissan, бензиновых и дизельных, — немало. Среди них наиболее известны те, что устанавливали на внедорожники Patrol. Если посчитать все разновидности, то, пожалуй, наберётся около десятка моторов.
Беда лишь в том, что кроме "Патрулей" они практически нигде не применялись. А нам хотелось бы рассмотреть и те, которые приводили в движение самые разные автомобили. И такая возможность у нас есть. Для "препарирования" мы возьмём безнаддувный вихрекамерный дизель модели TD27 и бензиновый мотор Z24. Они, правда, не блещут новизной, но зато встречаются на внедорожниках Terrano, грузовичках Pick-Up, микроавтобусах Urvan. Кроме этого существует ещё "двойник" Terrano — Ford Maverick, который отличается от "японца" только эмблемами и элементами декора. А ещё эти двигатели можно встретить под капотами некоторых машин Isuzu.
По рабочему объёму моторы различаются не сильно: TD27 — 2,7 л, Z24 — 2,4 л, развивая при этом практически одинаковую мощность: 90-100 л. с. И у того и у другого — по четыре цилиндра в ряд, чугунные блоки и алюминиевые головки. Различия в конструкции обусловлены только рабочими процессами и приводом газораспределительных механизмов. Распредвалы установлены в головках блока, но приводятся в действие по-разному: у бензинового мотора — цепью, а у дизеля — шестернями.
Итак, приступим к расчёту стоимости механообработки деталей бензинового мотора Z24 и турбодизеля TD27 (см. таблицу 1).
Таблица 1
Наименование операции | Стоимость для мотора Z24 (в руб.) | Стоимость для мотора TD27 (в руб.) |
Мойка блока и головки | 450,0 | 450,0 |
Шлифовка коленвала | 1900,0 | 1900,0 |
Расточка и хонингование блока | 2400,0 | 2400,0 |
Собрать/разобрать клапанный механизм | 520,0 | 520,0 |
Обработка головки блока по плоскости | 680,0 | 1040,0 |
Замена направляющих втулок клапанов | 1320,0 | 1320,0 |
Замена маслосъёмных колпачков | 480,0 | 480,0 |
Правка сёдел | 880,0 | 880,0 |
Притирка клапанов | 560,0 | 560,0 |
Полный ремонт шатунов | 1800,0 | 3680,0 |
Всего по ремонту двигателя | 11990,0 | 13230,0 |
Перечень выполняемых работ одинаковый, за исключением того, что дизелю не требуется перепрессовка поршней. Поскольку рассматриваемые моторы оба — четырёхцилиндровые и восьмиклапанные, то затраты на механообработку отличаются несильно: разница в 1240 рублей (около 10%) в пользу бензинового мотора обусловлена более трудоёмкими ремонтом шатунов и обработки головки блока по плоскости у дизеля. Теперь посмотрим, что нам даст подсчёт затрат на запчасти (см. таблицу 2).
Запчасти для бензинового мотора дешевле на 2 237,16 рублей (это около 15%), поскольку стоимость поршней и водяного насоса у дизеля значительно выше. И даже отсутствие необходимости замены некоторых деталей для привода газораспределительного механизма не спасает положения. Результат, в принципе, вполне ожидаемый.
Суммируем все затраты. Ремонт бензинового двигателя Z24 обойдётся автовладельцу в 27 123,99 рублей, ремонт дизеля TD27 будет стоить дороже — 30 601,15 рублей. А с учётом ремонта и регулировки топливной аппаратуры эта сумма ещё возрастёт. Однако дизель в силу своего запаса прочности изначально обладает большим ресурсом и "живёт" очень долго, прежде чем ему потребуется капитальный ремонт. И, заметьте, гораздо экономичнее по топливу. Поэтому в данном случае можно признать баланс затрат и предпочтений практически одинаковым. Что, в общем-то, и подтверждается практикой.
Таблица 2
Наименование операции | Стоимость для мотора Z24 (в руб.) | Стоимость для мотора TD27 (в руб.) |
Поршни (с кольцами и пальцем) | 976,48 х 4 = 3905,92 | 1910,75 х 4 = 7643,00 |
Вкладыши коренные (1 комплект) | 966,00 | 975,75 |
Вкладыши шатунные (1 комплект) | 444,00 | 535,50 |
Втулки верхней головки шатуна (1 комплект) | — | 321,00 |
Втулки направляющие впускные | 203,57 х 4 = 814,28 | 39,00 х 4 = 156,00 |
Втулки направляющие выпускные | 330,89 х 4 = 1323,56 | 39,00 х 4 = 156,00 |
Клапана впускные | 285,00 х 4 = 1140,00 | 309,00 х 4 = 1236,00 |
Клапана выпускные | 525,75 х 4 = 2103,00 | 328,50 х 4 = 1314,00 |
Болты головочные (1 комплект) | 727,20 | 1316,25 |
Комплект прокладок и сальников (полный) | 1060,88 | 1764,00 |
Цепь привода ГРМ | 1236,00 | — |
Натяжитель цепи привода ГРМ | 171,11 | — |
Успокоитель цепи привода ГРМ (2 шутки) | 133,36 + 228,48 = 361,84 | — |
Насос водяной | 880,20 | 1953,65 |
Всего по запчастям | 15133,99 | 17371,15 |
Опубликовано: "АвтоСервис", №1 (35) / 2008