В данной статье мы продолжим "дальневосточную" тему и рассмотрим моторы, возможно, самой известной японской компании — Toyota. По своей величине и значимости Toyota находится на первом месте среди прочих автомобильных фирм из Японии, а по суммарным продажам легковых автомобилей даже вышла на первое место в мире, опередив американцев.
В производственной гамме Toyota имеется множество самых разных бензиновых и дизельных двигателей. Некоторые из них практически неизвестны за пределами японских островов, другие можно встретить чуть ли не в каждом уголке земного шара.
Поэтому у нас возникли определенные трудности в выборе пары моторов, но после некоторых раздумий мы остановились на следующих двигателях: бензиновый мотор 5S-FE и турбодизель 3C-T. Эти моторы, скажем так, не "первой свежести", но достаточно широко распространены по эту сторону Уральских гор и применялись на самых разных автомобилях компании Toyota: от среднеразмерных седанов до микроавтобусов.
Это сравнение ещё интересно и тем, что оба мотора имеют практически один и тот же рабочий объём: бензиновый мотор 5S-FE — 2164 куб. см, а турбодизель 3C-T — 2184 куб. см. Да и по мощности они не сильно различаются: бензиновый мотор в разных модификациях имеет 125-136 л.с., а турбодизель — 90-110 л.с.
Таблица 1
Наименование операции | Стоимость для мотора 5S-FE (в руб.) | Стоимость для мотора 3C-T (в руб.) |
Мойка блока и головки | 450,0 | 450,0 |
Шлифовка коленвала | 1900,0 | 1900,0 |
Расточка и хонингование блока | 2400,0 | 2400,0 |
Собрать/разобрать клапанный механизм | 520,0 | 520,0 |
Обработка головки блока по плоскости | 680,0 | 1040,0 |
Замена направляющих втулок клапанов | 1320,0 | 1320,0 |
Замена маслосъёмных колпачков | 480,0 | 480,0 |
Правка сёдел | 880,0 | 880,0 |
Притирка клапанов | 560,0 | 560,0 |
Полный ремонт шатунов | 3200,0 | 3680,0 |
Всего по ремонту двигателя | 12390,0 | 13230,0 |
Различия в конструкции этих моторов обусловлены только рабочими процессами. У них по четыре цилиндра в ряд, чугунные блоки и алюминиевые головки. Распредвалы установлены в головках блока и приводятся в действие зубчатыми ремнями. И в дизеле, и в бензине — по восемь клапанов. Тем интереснее будет сравнение.
Итак, посчитаем стоимость механообработки деталей бензинового мотора 5S-FE и турбодизеля 3C-T (см. таблицу 1). Если не считать разницы в 840 рублей (это около 7% от суммы затрат на механообработку), картина в общемто вполне ожидаемая — моторы почти "одинаковые".
Небольшое удорожание "дизеля" обусловлено более трудоёмким ремонтом шатунов и более сложной обработкой головки блока по плоскости.
А теперь посчитаем затраты на запчасти (см. таблицу 2).
Результат, прямо скажем, неожиданный.
При совершенно одинаковом количестве и ассортименте комплектующих разница в пользу бензинового мотора весьма велика: 5 959,90 рублей. Владельцу дизельной Тойоты за запчасти придётся переплатить без малого 40%. Самую существенную часть в удорожании "железок" составили поршни и водяной насос. Поэтому выбор в пользу бензинового мотора напрашивается сам собой. А если ещё учесть, что дизельная топливная аппаратура, скорее всего, потребует ремонта или хотя бы регулировки, то затраты существенно возрастут. Кроме того, на турбодизеле с большим пробегом весьма велика вероятность замены головки блока, но выяснится это только после разборки и дефектовки. И в этом случае затраты на капитальный ремонт будут выглядеть иначе:
Итого вы сократите расходы на 2931,28 руб. Но покупка новой "дизельной" головки блока стоимостью 35890,00 руб. увеличит расходы на запчасти практически вдвое — 54344,28 руб.!
Подводя итог вышесказанному, можем констатировать: данный бензиновый мотор значительно дешевле при капитальном ремонте, хотя эксплуатационные затраты всё равно будут в пользу турбодизеля, особенно при больших ежегодных пробегах. Поэтому будущему покупателю подержанной дизельной Toyota можем посоветовать только одно — уделите самое тщательное внимание диагностике автомобиля и мотора перед покупкой.
Таблица 2
Наименование операции | Стоимость для мотора 5S-FE (в руб.) | Стоимость для мотора 3C-T (в руб.) |
Поршни (с кольцами и пальцем) | 1276,50 х 4 = 5106,00 | 2463,97 х 4 = 9855,88 |
Вкладыши коренные (1 комплект) | 703,00 | 808,08 |
Вкладыши шатунные (1 комплект) | 518,00 | 407,00 |
Втулки верхней головки шатуна (1 комплект) | 277,50 | 657,00 |
Втулки направляющие впускные | 63,64 х 4 = 254,56 | 68,82 х 4 = 275,28 |
Втулки направляющие выпускные | 68,08 х 4 = 272,32 | 74,00 х 4 = 296,00 |
Клапана впускные | 183,15 х 4 =732,60 | 205,35 х 4 = 821,40 |
Клапана выпускные | 362,00 х 4 = 1448,00 | 210,90 х 4 = 843,60 |
Болты головочные (1 комплект) | 912,50 | 629,00 |
Комплект прокладок и сальников (полный) | 2451,62 | 2759,83 |
Ремень привода ГРМ | 478,78 | 381,61 |
Ролик натяжной ремня ГРМ | 636,40 | 743,70 |
Ролик направляющий ремня ГРМ | 518,00 | 569,80 |
Насос водяной | 1026,38 | 2247,38 |
Всего по запчастям | 15335,66 | 21295,56 |
Опубликовано: "Правильный автосервис", №11 (33) / 2007