Давно канули в Лету те времена, когда наши соотечественники даже не задавались вопросом о том, какой автомобиль купить: что давали, то и брали. Возможно, именно поэтому теперь, когда такой проблемы не стоит, мы так тщательно выбираем "железного коня". Причем не только фирму производителя и модель, но и комплектацию машины.
Однако и здесь есть одно "но". Большинство россиян не могут позволить себе новый автомобиль. Что и говорить, перестав быть роскошью и став средством передвижения, машина осталась очень дорогим приобретением. Выходом может являться покупка подержанного автомобиля. Однако, приобретая "старушку", человек сталкивается с необходимостью постоянно ее ремонтировать — это общеизвестный факт. Иногда, покупая подержанную машину, будущий владелец обращается в сервис с просьбой оценить состояние автомобиля и дать совет, насколько выгодна покупка. Механик сервиса в этой ситуации должен быть готов ответить на любой вопрос клиента, в том числе и по поводу того, какой мотор предпочтительнее — бензиновый или дизельный?
У каждого вида топлива есть убежденные сторонники и противники. Сразу скажем, цена в этом вопросе, конечно, играет решающую роль. Бензин только дорожает, и это становится уже общегосударственной проблемой.
Но не стоит забывать и о других аспектах. Исторически так сложилось, что бензиновые моторы на автомобилях появились с самого момента изобретения "безлошадной" повозки в конце XIX века. А дизелям изначально была уготована роль стационарных или судовых силовых установок. Но прогресс не стоял на месте, и уже в двадцатых годах прошлого века появились довольно компактные и легкие дизельмоторы для автомобилей, сначала на грузовиках, а затем (в 1926 году) и на легковых машинах. С тех пор практически все грузовики и примерно треть легковых автомобилей в мире перешли на дизельную тягу.
Принципиальная разница между бензиновым и дизельным моторами — в способе воспламенения рабочей смеси в цилиндрах. В первом случае бензиновые пары, перемешанные с воздухом, поджигаются электрической искрой. А во втором самовоспламенение паров дизельного топлива происходит под действием высокой температуры предварительно сжатого воздуха. Это обусловливает и различный подход к конструкции деталей и узлов соответствующих моторов. Не вдаваясь в подробности, отметим, что основные детали и узлы дизеля отличаются большей массивностью и запасом прочности, поскольку нагрузки на них существенно выше, чем у бензиновых моторов. Еще одно важное отличие — устройство и стоимость топливной аппаратуры. Дизельный насос высокого давления и форсунки сложнее по устройству и существенно дороже, чем соответствующие узлы для бензиновых моторов. Правда, в последнее время, с появлением моторов с непосредственным впрыском бензина в цилиндры, эта разница стала сглаживаться, поскольку и тут стали нужны насос высокого давления и специальные форсунки. Однако у дизеля осталось в запасе существенное преимущество — полное отсутствие сложной и капризной электрической системы зажигания: с коммутаторами, свечами, катушками, высоковольтными проводами и прочими атрибутами. Другой "плюс" дизеля — экономичность. Он потребляет более дешевое топливо, да и "физический" расход "солярки" существенно меньше. А это означает, что запас хода дизельного автомобиля больше и затраты на заправку — меньше.
Однако в российских условиях определенную и совсем не положительную роль может сыграть качество самого дизтоплива. Дело в том, что оно имеет обыкновение на морозе загустевать и превращаться в "кисель", на котором мотор работать не может. Чтобы этого не происходило, выпускают "летнее" и "зимнее" дизтопливо. Но в отечественных условиях сезонная смена сортов топлива происходит не всегда. И владелец дизельной машины вынужден с этим считаться. Стоит отметить, что это недостаток не самого типа двигателя, а лишь российская особенность эксплуатации. Причем, "неправильное" топливо может подстерегать и владельца бензиновой машины. Там симптомы "болезней" иные, но последствия могут быть не менее печальными.
Противники дизелей ругают их за большую массу, вибрации при работе, дымный выхлоп, меньшую мощность. Но прогресс не стоит на месте. В последнее время широкое распространение получили электронные системы управления и турбонаддув, которые существенно изменили эти показатели. Поэтому в конечном итоге все сводится к личным предпочтениям того или иного покупателя. Кому-то милее резкий аромат бензина, а кому-то — сладковатый запах "солярки". Несколько большая стоимость дизельного автомобиля может играть существенную роль только при покупке новой машины. На вторичном рынке в действие вступают другие факторы, и покупка дизельной машины может стать весьма привлекательной.
Но рано или поздно перед владельцем подержанной машины встанет еще одна проблема — ремонт двигателя. Есть два варианта решения этой проблемы: покупка другого мотора или капитальный ремонт уже имеющегося. Покупка нового мотора для подержанной иномарки экономически не оправдана. Цена такого мотора может даже превысить стоимость самой машины. Покупать мотор б/у — безвыигрышная лотерея, его состояние может оказаться весьма плачевным. Кроме того, в наших условиях накладываются существенные юридические проблемы — оформление документов на замену двигателя порой оказывается даже сложнее и дольше, чем сама работа по замене. Поэтому капитальный ремонт представляется вполне оправданным, причем невзирая на тип двигателя. Исторически сложилось так, что дизель считают более дорогим и сложным в ремонте. Так ли это? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Причем сделаем это на конкретных примерах. Возьмем два мотора — бензиновый и дизельный — одного производителя и посчитаем стоимость необходимых работ и запасных частей. Совсем старые машины оставим за пределами статьи — их становится все меньше и меньше. Остановимся, скажем, на десятилетних экземплярах — средний возраст автомобилей, которые ездят по российским дорогам. Как показала практика, за десять лет машина — еще вполне приличная — обычно проезжает столько, что двигатель можно омолодить только полноценным капитальным ремонтом. Никаких полумер, вроде "замены колец", "замены колпачков" и тому подобного, здесь быть не может.
Итак, в поле зрения — "Фольксваген". Несмотря на то, что на рынке полнымполно "народных автомобилей" разных производителей, "Фольксваген" по-прежнему остается одной из наиболее популярных марок в нашей стране. Опять же немаловажен факт унификации с "Ауди" — моторы-то одинаковые. Для анализа возьмем такую пару: бензиновый 20-клапанный мотор 1,8 л — АЕВ (он очень популярен) и дизель 1,9 л — AGR. А чтобы сравнение было корректнее, оба мотора обеспечим турбонаддувом.
При ремонте двигателя — неважно, бензинового или дизельного — вам придется произвести ряд обязательных работ:
К этому списку также необходимо добавить мойку блока и головки — чистота деталей при проведении ремонта очень важна.
Стоимость сборки-разборки двигателей примем одинаковой, поэтому на общую картину она не повлияет. А вот остальные операции могут дать неожиданный результат. Представленный в форме таблицы, он наиболее очевиден. (Таблица 1). Разница в 6 000 рублей в пользу дизеля обусловлена, в основном, сложностью клапанного механизма бензинового мотора. Проще говоря — в бензиновом моторе 20(!) клапанов, направляющих втулок и седел. А в дизельном — всего восемь. Соответственно выше трудоемкость и стоимость ремонта головки. Отсюда и такая разница.
Таблица 1
Наименование операции | Стоимость (в руб.) для мотора 1.8 20V (AEB) | Стоимость (в руб.) для мотора 1.9 TDI (AGR) |
Мойка блока и головки | 450.0 | 450.0 |
Шлифовка коленвала | 1840.0 | 1840.0 |
Расточка и хонингование блока | 2200.0 | 2200.0 |
Замена втулок промежуточного вала | 1000.0 | Здесь нет промежуточного вала, поэтому отпадает необходимость в замене втулок |
Собрать — разобрать клапанный механизм | 1160.0 | 464.0 |
Обработка головки блока по плоскости | 620.0 | 620.0 |
Замена направляющих втулок клапанов | 3080.0 | 1232.0 |
Замена маслосъемных колпачков | 1100.0 | 440.0 |
Правка седел | 1800.0 | 720.0 |
Притирка клапанов | 1300.0 | 520.0 |
Ремонт шатунов | 1720.0 | 1720.0 |
Всего по ремонту двигателя | 16270.0 | 10206.0 |
Итак, мы получили две суммы. Но к стоимости работ еще надо приплюсовать стоимость запасных частей. Только здесь есть небольшая "проблемка". Выбор на рынке настолько обширен, а конкуренция так велика, что зачастую детали разных производителей могут существенно отличаться по цене. Поэтому у нас возникло затруднение — какие цены брать за основу, чтобы читатель не упрекнул, что авторы статьи, задавшись определенной целью, специально посчитали так, а не иначе. Решение, как всегда, пришло само собой — мы выбрали запчасти средней ценовой категории, где ярче всего проявляется оптимальное соотношение цены и качества. Стоимость приводных поликлиновых ремней и их роликов здесь считать не будем, поскольку их длина и количество зависят от навесного оборудования, установленного на каждом конкретном автомобиле. Наличие турбокомпрессора на обоих моторах уравнивает их шансы, поэтому на это тоже внимания не обращаем. Тогда получаем то, что вы видите в таблице 2.
Таблица 2
Название запасной детали | Стоимость (в руб.) для мотора 1.8 20V (AEB) | Стоимость (в руб.) для мотора 1.9 TDI (AGR) |
Поршни (с кольцами и пальцем) | 2083.9x4=8335.6 | 2030.35x4=8121.4 |
Вкладыши коренные (1 комплект) | 786.1 | 786.1 |
Вкладыши шатунные (1 комплект) | 2082.5 | 1750.7 |
Втулки промежуточного вала (1 комплект) | 233.1 | втулок нет |
Втулки верхней головки шатуна (1 комплект) | 199.85 | 266.35 |
Втулки направляющие | 74.9х20=1498.0 | 128.1х8=1024.8 |
Клапана впускные | 260.4х12=3124.8 | 241.15х4=964.6 |
Клапана выпускные | 577.15х8=4617.2 | 278.25х4=1113.0 |
Гидрокомпенсаторы | 297.5x20=5950.0 | 333.2x8=2665.6 |
Комплект прокладок и сальников (верхний) | 1997.1 | 2058.7 |
Комплект прокладок и сальников (нижний) | 1167.6 | 647.5 |
Ремень зубчатый (привода ГРМ) | 451.5 | 731.5 |
Ролик направляющий ремня ГРМ | 505.75 | 505.75 |
Ролик натяжной ремня ГРМ | 1050.0 | 1337.0 |
Насос водяной | 735.7 | 1120.7 |
Всего по запчастям | 32734.8 | 23093.7 |
Как видим, и здесь сравнение тоже в пользу дизельного мотора. И тоже по причине большего количества клапанов и направляющих втулок. А теперь подведем итог: стоимость ремонта бензинового двигателя составила 49004.8 рублей, тогда как дизельный обошелся бы своему владельцу всего в 33299.7 рублей. Казалось бы, выбор очевиден. Но читатель вправе упрекнуть нас: "Вы же сравнили моторы с 20 клапанами и с восемью клапанами. Так неправильно!" В свое оправдание скажем, что у покупателя-то выбора практически нет. Дело в том, что бензиновых моторов с восемью клапанами у "Фольксвагена" на сегодняшний день почти не осталось. Разве что самые старые и маломощные модификации. А потом при покупке будущий владелец менее всего склонен обращать внимание на количество клапанов. Его больше интересуют мощность, скорость или комфорт автомобиля. Здесь бензиновый двадцатиклапанник с турбонаддувом вне конкуренции — целых 150 л.с. А вот дизеля до самого последнего времени выпускались (и продолжают выпускаться) с восемью клапанами. Кстати, мощность такого турбодизеля в зависимости от регулировок 90 или 110 л.с. И это одна из основных причин, почему автовладельцы выбирают машины с бензиновым двигателем, хотя его ремонт на первый взгляд обходится значительно дешевле. Но не все так просто. Рассчитывая стоимость ремонта двигателя, мы не брали во внимание топливную аппаратуру, и сейчас остановимся на ней чуть подробнее.
Обычно к такому возрасту (напомним, речь идет о десятилетних машинах) двигателю, как бензиновому, так и дизельному, необходима замена форсунок. И реальная стоимость дизельных форсунок может существенно изменить финальные показатели. Так, комплект из четырех бензиновых форсунок стоит примерно 10 000 рублей, а для дизеля форсунки обойдутся раза в три дороже. И если форсунки действительно необходимо поменять, то показатели существенно меняются, и дизельный двигатель становится невыгодным. Во всяком случае, это верно для автомобилей марки "Фольксваген" выпуска конца 90-х годов. Как будет выглядеть картина для моторов другого производителя и другого года выпуска, мы расскажем в следующем материале.
"Правильный автосервис", 2007, № 1 (23).
Материал подготовлен экспертной группой компании "Механика".
Стоимость, показанная здесь, является ориентировочной
и может изменяться в ту или иную сторону
в зависимости от состояния конкретного двигателя.