Мы часто любим показывать пальцем на запад - мол, вот там..., а у нас... А у нас тоже были (и есть) двигатели не хуже. Разница только в том, что все достижения советской промышленности концентрировались внге сферы ширпотреба. Вроде бы уже выросло поколение, которое не помнит, что такое комсомол, а детали двигателей тех времен до сих пор приносят в ремонт. Хотя удивительного тут ничего нет...
Не так давно мы шлифовали коленвалы от тепловоза ТГМ-4Б. И вот аналогичный случай - коленвал двигателя 6ЧН21/21, диаметр цилиндра которого составляет 210 мм! Заявленный ресурс до капремонта составляет 5-7 лет, но машинисты рассказывают о 10-15 годах непрерывной работы. Обычно такие двигатели глушат только для проведения ремонта. Замена фильтров, масла и т.п. производится на работающем двигателе. Мощность 6-цилиндрового турбированного дизеля меньше, чем у Veyron-а, но чтобы тянуть грузовой состав хватает.
Справка
Дизели ЧН21/21 - нереверсивные, рядные с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Система охлаждения - двухконтурная. Система смазки - с поддоном "мокрого" типа. Блок-картер - литой чугунный с гильзами цилиндров "мокрого" типа. Коленчатый вал - стальной, цельноштампованный, полноопорный, с азотированными шейками. Поршни - охлаждаемые маслом, алюминиевые или составные со стальной головкой. Крышки цилиндров - литые чугунные, со вставными седлами клапанов, отдельные для каждого цилиндра. Вкладыши (коренные и шатунные) - тонкостенные, сталебронзовые, с приработочным покрытием, взаимозаменяемые. Система пуска - электростартером 24В или 75В от аккумуляторов или пневмостартером.
Интересно, что 6ЧН21 применялись не только в качестве двигателей маневровых тепловозов, но и для привода буровых установок, в промышленных дизель-генераторах, в качестве судовых двигателей и двигателей карьерных самосвалов. Сейчас это назыавется коммерческая техника, которая, понятное дело, должна быть надежной и ремонтопригодной. Для "бытовых" туарегов, кайенов и прочих поршей эти качества имеют меньшее значение.
Коленвал 6ЧН21/21 весит 900 кг. Заметим, что вал без противовесов.
Передний фланец. Двигатель был удобен еще и тем, что к нему можно присоединить любые агрегаты, в том числе и через гидромуфту
Задний фланец
Устанавливаем переднюю...
и заднюю часть коленвала в патроны
Станок Berco RTM-350 один из немногих, которые позволяют шлифовать валы таких размеров
Вот так выглядят шейки перед шлифовкой. На фото видны балансировочные сверления на щеках и маслоканалы в шейках
Из-за большой длины коленвала шлифовать его необходимо с использованием люнетов. В противном случае вал прогибается, что приводит к полной потере контроля над размером и геометрией шейки
Без люнетов вал может прогнуться на миллиметры
Еще один ракурс. Отверстие в щеке - это конечно не маслоканал. Вал 6ЧН имеет внешнее сходство с валом "танкового" двигателя в том числе и тем, что оба вала без противовесов. Однако в "танковом" масло подается через нос коленвала, а 6ЧН - к каждой коренной шейке