Для кого-то "Победа" - это выход в финал любимой спортивной команды, для кого-то - достижение поставленных целей, для кого-то - нечто другое. Но есть (остались) люди, для которых это слово имеет совершенно иной смысл. Для ветеранов, прошедших Великую Отечественную Войну, это слово связано с очень тяжелыми переживаниями и гордостью за великую страну, которую они смогли защитить. Так совпало, что в середине 1946 года начали выпускать втомобиль под таким же названием - "Победа". Этим повествованием мы открываем цикл статей о легенде отечественного автопрома, автомобиле ГАЗ М-20 "Победа".
История автомобиля достаточно хорошо известна. Этому посвящено много книг и интернет ресурсов, есть даже автомобильные клубы любителей этих замечательных автомобилей как на территории России, так и за её пределами. Но так случается, что в лучах легендарного автомобиля остаются незаметными люди не менее легендарные, чем и сам автомобиль. Хотелось бы восстановить справедливость и рассказать не только об автомобиле (хотя и про него есть что рассказать), но и про людей, чья судьба была связана с ним многие годы. И сейчас тех людей уже с нами нет, а автомобиль остался, и если бы мог он говорить, то бы поведал бы нам про те времена, тех людей, ту эпоху, неминуемо убегающую от нас. Прошли годы, от былого блеска "Победы" не осталось и следа. Она уже не вызывает столь восторженных взглядов пешеходов и уж тем более перестала быть символом престижа, благополучия и положения в обществе. Но мы постараемся восстановить всё, что было утрачено, и былой блеск и память о владельцах и эпохе. Вы спросите зачем? Мы ответим: от прошлого нельзя отказываться, нельзя забывать его. И начиная восстанавливать автомобиль, начнём мы не с самого простого: отыщем историю его владельцев.
В принципе нам повезло. У автомбиля, про который мы вам рассказываем, было всего два владельца. Первый владелец - военный летчик Евгений Александрович Берзин, а второй - внук также военного летчика Ивана Николаевича Сальникова. Судьбы обоих фронтовиков чем-то схожи и каждая по своему интересна. Примерно год назад Сергей (внук, И.Н. Сальникова) купил автомобиль у первого владельца чтобы отдать долг памяти своему деду. Поэтому восстановленая "Победы" будет не раритетом, она будет символом памяти.
Из воспоминаний родственников Евгения Александровича Берзина.
Папа любил свою "Победу", гордился ею и ездил на ней всю свою жизнь, не променяв её ни на какую другую. Он часто спрашивал у своих внуков:
— Какая самая лучшая на свете машина?
А внуки хором, к его величайшему удовольствию, отвечали: - "Победа"!
После окончания Академии своим ходом поехали на место службы в закрытый гарнизон. В лесах Горьковской области (ныне Нижегородской) в гарнизоне автовладельцев по пальцам можно было пересчитать и "Победа", конечно же вносила разнообразие и радости в нелёгкую гарнизонную жизнь: это и поездки за грибами, и на охоту в нечастые выходные и перерывы между полётами, и катание ребятишек, выезды на природу с друзьями и даже как Скорая помощь.
Контингент гарнизона - молодые лётчики с семьями. Гарнизонная жизнь шла своим чередом с её радостями и горестями. Рождались дети.
Роддома в гарнизоне не было, самый ближайший находился в селе за много километров. Как-то, после очередных ночных полётов, отец вернулся домой далеко за полночь. Стук в дверь. Начались роды у жены лётчика-испытателя Жени Золотаренко, жившего по соседству. Срочно повезли в роддом. Родился сын, назвали Женей. Следующая ночь - опять полёты, только легли спать, снова стук в дверь. На пороге бледный, растерянный Володя Шешков. У жены начались схватки. После двух бессонных ночей папа вскочил как по боевой тревоге: "Да что это они взялись!". Женщина родила в нашей машине по дороге в роддом. Парня опять назвали Женей.
А был и такой случай под Серпуховом: возвращались домой на машине глубокой ночью, вдруг фары осветили какой-то предмет на дороге. Остановились - на дороге сбитый в крови, без памяти, стонущий человек. Уложили на заднее сидение, доставили в больницу. Будучи за рулём своей "Победы", папа всегда тормозил рядом с идущими пешком, будь то пожилой человек или детишки, спешащие в школу. Никогда не проезжал мимо путника, если была возможность подвезти человека.
Был случай - сломался пригородный автобус, и людям пришлось добираться до города пешком. Папа, конечно же, не мог равнодушно проехать мимо. Высадка пассажиров в городе напоминала цирковой аттракцион. Из машины, под смех зевак, один за другим вылезли 9 человек и 10-я собака!
В декабре 1959 года отца перевели в г. Калинин (Тверь). Переезжали опять своим ходом, на своей "Победе". На улице -30 градусов, а в машине тепло, как дома. Маленькая 6-ти месячная дочурка - в одной распашонке. Вот такая была в машине герметичность и теплоизоляция, как в подводной лодке. В Калинине жизнь потекла по новому, неизменным оставалось одно - под рукой всегда был верный друг "Победа"! Сколько радостных, ярких впечатлений и событий связано с ней: поездки в лес за грибами, ягодами, поездки по родному краю, по памятным и историческим местам. Сначала вчетвером, затем и с внуками. Да что там говорить, вся жизнь связана с ней. Если ехали в лес за грибами, за ягодами или просто отдохнуть, обязательно брали друзей и обычно столько, сколько могло влезть в машину, да ещё и порой собаку.
Папа был отчаянным водителем. Мог проехать по бездорожью на своей "Победе" там, где не пройдёт ни одна другая машина. Порой забирались в такую глушь, где можно было проехать только на тракторе.
Любимый маршрут папы был Москва - Борисоглебск, где находилось родное авиационное училище, аэродромы Дуплятка и Танцырей, с которых он взлетал и где он стал лётчиком. Лётное кладбище, где навсегда остались его друзья...
В жизни Евгений Александрович был простым, жизнелюбивым человеком. Он был очень доброжелательным по отношению к людям, интересным собеседником, любил пошутить, спеть хорошую песню, был душой компании.
Он был душевно щедрым человеком, не равнодушным к чужой беде, всегда готовым прийти на помощь. Дружба для него была - святое! Для друзей он всегда оставался Женей Берзиным.
Авиация и математика - две его страсти, смысл его жизни. Будучи учёным в душе, он до конца своих дней оставался лётчиком. Свою монографию "Оптимальное распределение ресурсов и элемента синтеза систем" он посвятил памяти своих друзей - погибших пилотов Борисоглебского военного авиационного училища им. Чкалова.
Второй владелец (Сергей) решил восстановить автомобиль в память о своём деде - Иване Николаевиче Сальникове, судьба которого заслуживает отдельного рассказа.
Иван Николаеич Сальников родился 16 октября 1912 года. На его долю выпало две войны. В армию он был призван из Москвы в 1943 году, захватил войну с Германией и Японией, а демобилизовался лишь в 1960-м.
Начало Великой Отечественной Войны застало его в горде Поти, в Грузии. Там была база военно-морского флота, где Иван Николаевич служил начальником связи и одноврнменно штурманом 116-ой авиаэскадриль, входящей в состав авиации ВМФ и летавшей на отечественных гидросамолёта, морских ближних разведчиках - лёгких бомбаодировщиках МБР-2.
Был 1941 год. Фашисты бомбили Севастополь, Одессу. Штурман Сальников с бевыми товарищами, из которых к концу войны никого не осталось, из Керчи совершали налёты на Констанцу. Это было первое боевое задание, первые боевые товарищи и первые боевые потери. Из 54 боевых валетов только на Чёрном море Иван Николаевич вышел целым, не раненым и не контуженым. Из всего первоначального состава авиаэскадрильи в жиывх осталось только два человека. В составе ВВС Черноморского флота Иван Никлоаевич воевал по осень 1942 года.это были два самых сложных года, когда была окупиорвана Украина и Крым. Фашисты равлись на Кавказ. Тогда летать было просто некому, людей катастрофически не хватало, но летать было необходимо. Каждый день по нескольку вылетов. Возвращаться и снова садиться в машину. Ему приходилось летать на боеыве задания штурманом, одновременно совмещая обязанности начальника связи, начальника штаба подразделения и начальника штаба морской авиационной группы Новороссийскогооборонительного района МАГНОР с базой в бухте Геленджика в 1943 году последовал приказ - Сальникову Ивану Николаевичу вернуться в Москву. Вернулся. Начал служить в Москве. Аэродром распологался там, где сейчас метро Щёлковская.
Потом Иван Николаевич начинает участвовать в операции "Зибра" - осуществлении поставки из америки в Советский Союз самолётов-амфибий ЗИТ-1 "Каталина". С их помощью наша авиация могла бы прикрывать союзные конвои, английские и американские корабли, доставлявшие в Мурманск и Владивосток вооружение, одежу, продукты питания. Была поставлена задача сформировать группу специального назначения из 30 экипажей для обучения на территории США и перегона самолётов на наши аэродромы. По 10 экипажей взяли с Черноморского, Севорного и Тихоатлантического флотов. Летом 1944-го предприняли первый перелёт в СССР. В авиационной группе специального назначения с момента её организации в марте 1944 года до расформирования в октябре 1945 года Иван Николаевич служил начальником связи и одновременно начальником штаба группы.
9 мая 1945года Ивн Николаевич встретил далеко от Родины - в Америке.
По возвращении на родину Ивана Николаевича назначили заместителем начальника отдела Управления связи ВВС ВМФ. Имея боевой опыт и знания американской техники, он активно включился в работу по совершенисованию системы связи морской авиации. Ему было присвоено звание "Почётный радист СССР".
В традициях того времени, за дедом пришли ночью: "Собирайся!". И в 1948 на Родине в Москве ему зачитали приговор: "Пять лет содержания в исправительно-трудовом лагере". За восхваление американской техники. Сорвали погоны, заставляли признаваться в преступной сявязи с иностранцами. Год дед сидел в "одиночке", а Лефортово, потом его отправили в лагерь. Только в 1953 году, после смерти Сталина, боевой лётчик вышел из тюрьмы. Нужно было как-то реабилитироваться, восстанавливать своё имя и честь. В середине 1950-х Сальникова, после его неоднократных просьб наконец-таки реабилитировали, вернули награды, и он опять пошёл в армию. И не в Москву, а на Балтику, потом перебрался на Чёрное море, служил там начальником связи гвардейской минно-торпедной дивизии.
За свои вылеты И.Н. Сальников был награждён медалями: "За боевые заслуги", "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя" и "За оборону Кавказа" за подвиг, когда он со своим экипажем в ночной атаке торпедировал и потопил немецкий транспорт, пустив на дно свыше 3-х тысяч живой силы противника; награждён орденом "Боевого Красного Знамени". Этот орден дед получал лично от Калинина. Дед неграждён этим орденом дважды, а также орденами "Александра Невского" и "Отечественной Войны" I и II степени.
В 1960 году, отслужив почти тридцать лет, Иван Николаевич ушёл в отставку и пошёл работать в газовую промышленность, где проработал почти два десятка лет, стал "Отличником газовой промышленности СССР" как опытный военный специалист-связист до 1976 года успешно занимался организацией связи и автоматизации в газовой отрасли.
Сейчас автомобиль уныло стоит у стены, напоминая своим видом о тяжёлой, более чем полувековой истории; напоминая о людях того непростого времени, в которое он был создан.
В её очертаниях осталось что-то, что притягивает, что невозможно не заметить или перепутать. Линии силуэта, строгие и в то же время мягкие. Неповторимый стиль эпохи замер в этом автомобиле.
Но в таком виде ему стоять не долго. Мы очень надеемся, что в скором времени сможем опубликовать как восстанавливается этот символ эпохи, символ памяти с говорящим именем "Победа". Автомобиль, который самый лучший на свете.
Восстановление начинается... Продолжение следует...
В статье использованы материалы семейных архивов Е.А.Берзина и И.Н. Сальникова.