Долой притирку клапанов – закричали работники цеха и принялись обрабатывать седла клапанов на новом станке Newen. Не подумайте, что в «Механике» не было станков для обработки седел. Но новый высокоточный станок с ЧПУ дает нам возможность обрабатывать седла клапанов, диаметр которых составляет от 14 до 60 мм. Это означает, что мы можем восстанавливать ГБЦ и для современной мототехники и для, как говорится, старых добрых грузовиков (например, ЯМЗ, Мерседес, Скания).
Станок оснащается пилотами от 4 до 12 мм, а точность обработки такова, что притирка не требуется. Геометрия клапана задается на компьютере, в который загружена внушительных размеров база данных со всеми параметрами клапанов. На таком станке обрабатывались ГБЦ для команды «КАМАЗ-Мастер», а седла там стоят керамические.
Устанавливаем ГБЦ на станок и необходимую оснастку. Сервоприводы и электроника управляют подачей резца сразу по трем осям.
Такой была головка блока цилиндров мотоцикла до обработки. Диаметр седла впускного клапана составляет всего 24 мм.
На сенсорном экране задаем диаметр тарелки клапана и штока. Выбираем профиль – все остальное станок сделает самостоятельно. В базе данных более 300 различных профилей седел.
Резец треугольной формы касается седла только в одной точке. Снятие материала контролируется автоматически с погрешностью менее 1 мкм. Скорость вращения шпинделя до 3000 оборотов в минуту.
Такого качества обработки с помощью фасонного резца не получишь. Ширина и чистота поверхности фаски одинакова по всей окружности.
Перестройка на другие параметры занимает минимум времени. Через 10 минут на станке уже обрабатывается ГБЦ легкового 2,5-литрового Mitsubishi L200 с диаметром седла впускного клапана 35 мм.
А еще через 10 минут на станке обрабатывается ГБЦ грузовика Iveco. Диаметр седла впускного клапана 58 мм.