Мы неоднократно говорили об инструментальных методах контроля размеров восстановленных деталей. Подобные методы были и остаются самыми правильным и точным способом контроля соответствия размеров восстановленной детали техническим требованиям. Но такая возможность есть не всегда и далеко не у всех: немногие располагают полным комплектом мерительного инструмента для проведения необходимых измерений. Можно ли обойтись без мерительного инструмента и при этом контролировать сопряжения деталей с достаточной точностью? Наш ответ - можно! Рассмотрим конкретный пример.
Во многих, да чего уж скрывать, почти во всех известных мне печатных изданиях по ремонту двигателей есть описание этого — весьма несложного — метода контроля монтажного зазора в подшипниках коленчатого вала. Он описан даже в книге «Автомобили ВАЗ» изданной еще в 1973 году. Его-то мы и покажем, по заведенной здесь традиции в фотографиях. Опишем все поэтапно — благо это просто и недолго.
Для контроля монтажных зазоров в подшипниках коленвала (шатунных или коренных — не важно) имеются пластиковые «нити», назовём их так, различной толщины. В своей работе мы используем продукцию фирмы SEALED POWER от FEDERAL MOGUL и KOLBENSCHMIDT. Под маркой SEALED POWER поставляются нити (plastic gauge) голубого, зелёного и красного цвета («если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, у общества нет будущего» - так говорил один из героев известного фильмы), для измерения различных зазоров: голубые — для зазоров 0,102-0,229 мм, зелёные — для зазоров 0,025-0,076 мм и красные — для зазоров 0,05-0,152 мм. У KOLBENSCHMIDT красные нити используются для определения зазоров от 0,025 мм до 0,175 мм.
В нашем примере мы рассмотрим определение величины зазора в шатунном подшипнике двигателя автомобиля ВАЗ 21083, для чего воспользуемся измерителем KOLBENSCHMIDT, проходящими красной нитью через всю статью. Комплект состоит из двух компонентов: полосок со «штрихами» различной ширины (против каждого стоит обозначение размера в миллиметрах и долях дюйма) и несколькиих пластиковых нитей. Полоски многоразовые, а ниточки одноразовые. Однако, пользовать ими значительно проще, чем «мучатсься» с нутромерами и микрометрами. Принцип измерения зазора (контроля) такой: отрезаем кусочек ниточки, кладем его между валом и крышкой (в которую установлен вкладыш), затягиваем крепжные болты надлежащим моментом, затем разбираем детали. Само собой разумеется, что собираемые детали должны быть чистыми — без песка, металлической стружки и прочей грязи. Пластиковая нить-проволочка расплющивается, оставляя на валу след. К этому следу мы прикладываем измерительную полоску, на которой есть цветные прямоугольники-«штрихи» разного размера. Фактически мы замеряем «меру расплющивания» пластиковой нити.
На момент создания материала красные нити SEALED POWER были только в заказе.
Поэтому взяли со склада Plastic Gauga от Kolbernschmidt. На MotorZona.ru есть некоторое количество и других ниточек, например SPR1 STD
Измерительные полоски и "ниточки" (проволчки)
Вот отшлифованный коленчатый вал и пара вкладышей из заказа-наряд №5481. Хозяин даже не предполагает, что его коленвал стал уже звездой рунета
Собираем... И тут же разбираем.
Шаблон из комплекта прикладываем к самому широкому месту расплющенной нити
Измеренный зазор находится в пределах 0,025-0,038 мм, что входит в допустимый диапазон. По заводским требованиям (ВАЗ) монтажный зазор в шатунном подшипнике должен составлять 0,036—0,086 мм.
Когда таких нитей-измерителей в России еще не было (или их трудно было найти), для тех же целей применяли фольгу от сигаретной пачки, которая имела толщину примерно 4 сотых мм (0,04 мм). Методика измерений была точно такой же, только кусочек фольги укладыли не между валом и вкладышем, а между крышкой и тыльной стороной вкладыша. Если после этой процедуры вал не проворачивался, значит зазор меньше или равен 0,04 мм. Если проворачивался — больше. Это конечно не очень научно, но в руках мастера и фольга может быть достаточно точным инструментом. Ну а если Вы не умеете играть в шахматы, то никакая теория не поможет...