Cummins ISX изначально называли «особой» серией, и он был разработан, чтобы заменить устаревшие двигатели N14. Эти двигатели Cummins ISX/QSX подвергались многочисленным изменениям и модификациям дизайна, что неудивительно, памятуя о широком диапазоне их мощности от 430 до 650 л.с. ISX стал очень популярным источником мощности, и используется на шоссейных и профессиональных грузовиках, в то время как QSX используется на различных моделях промышленного, морского и внедорожного транспорта. Ранняя версия этого двигателя представляла собой модель двойного верхнего распредвала, а последняя версия ISX15/QSX15 имеет один распредвал и включает в себя топливную систему с общим нагнетательным трубопроводом XPI (впрыск высокого давления eXtreme).
В предыдущих публикациях мы касались некоторых из этих изменений, обновлений и мер предосторожности в отношении двигателей Cummins ISX/QSX объемом 14,9 и 15 л. Некоторые обновления не вызывают опасений, если вы совершаете капитальный ремонт. Однако те, кто ремонтируют двигатель, все лишь заменяя отдельные компоненты, могут столкнуться с проблемами, так как замена деталей может быть несовместимой с компонентами, оставшимися в двигателе. Это особенно актуально, если вовлечены компоненты цилиндра. Цель этой статьи – объяснить изменения дизайна в компонентах цилиндра ISX/QSX и недавнее появление поршней и гильз с антиполировочными кольцами.
Существует три типа шатунов, о которых следует знать, и каждый ассоциируется с шатунным вкладышем. Ранние двигатели имели непросверленные шатуны, поздние двигатели имели просверленные шатуны, которые «распилены» или обработаны на поверхностях между шатуном и крышкой. Новейшая версия представляет собой просверленный шатун, которые имеет трещиноватую поверхности между шатуном и крышкой. Просверленные, распиленые и трещинованые шатуны можно смешивать друг с другом внутри двигателя, но использование непросверленного шатуна в просверленной модели приведет к сбою. Особое внимание нужно уделить защите трещиноватых шатунов. Если эти поверхности повреждены каким-либо образом, шатун необходимо заменить. (См.рисунки ниже).
Статья в номере журнала «Engine Professional» за июль – сентябрь 2015 года (стр. 58-62) давала «простые меры предосторожности» относительно использования заглушек для остановки мусора, предварительных смазочных действий и потенциала катастрофических ошибок в работе с просверленными, распиленными шатунными вкладышами.
1998-2000: двигатели используют гильзы с верхней канавкой и составные прокладки ГБЦ.
2000-2010: были выпущены плоская верхняя гильза (наружный диаметр 150 мм) без шайбы и цельная прокладка ГБЦ.
2010-2013: представлена плоская верхняя гильза 152 мм без шайбы.**
2012-2015: была выпущена плоская верхняя гильза 150 мм с заменяемой шайбой.*
2015: была выпущена плоская верхняя гильза 150 мм с антиполировочным кольцом и заменяемой шайбой.*
(Примечание: есть также гильза 152 мм с антиполировочным кольцом)
* Гильзы с шайбами обратно совместимы со всеми плоскими верхними гильзами и могут смешиваться внутри двигателя.
** Введение ограниченного количества блоков цилиндров, выпущенных Cummins в 2010 году с гильзой внешнего диаметра 152 мм внесло определенную путаницу и сбило с толку некоторых ремонтников, которые устанавливали стандартную гильзу с внешним диаметром 150 мм в ремонтные блоки, не зная об этом (см. больше информации в журнале «Engine Professional» за январь – март 2015 года). Одни и те же наборы поршней могли быть использованы в плоских верхних гильзах как 150 мм (без шайбы и с шайбами), так и 152 мм, но гильзы не взаимозаменяемые.
Это последнее изменение, включающее в себя введение антиполировочного кольца, также требует меньшего диаметра и более низкого верхнего кольца в дизайне поршней. Это касается блоков цилиндров двигателя как 150 мм, так и 152 мм. Гильза с таким кольцом требует обработки расточным отверстием внутри верхней части гильзы, чтобы принять антиполировочное кольцо. Оно немного меньше в диаметре, чем отверстие гильзы. Цель антиполировочного кольца в том, чтобы счищать сажу со стороны коронки поршня, ограничивая, таким образом, количество сажи, которая может образоваться на поршне, и сокращая износ гильзы и истирание. Оно симметрично и может быть установлено в любом направлении. Такое кольцо можно заменить, не заменяя гильзу.
Находясь в двигателе, эти гильзы могут быть идентифицированы двумя лентами, обработанными вокруг дна гильзы. Не рекомендуется смешивать гильзы с антиполировочными кольцами с гильзами без них внутри одного двигателя.
Гильза |
Набор гильз |
Антиполировочное кольцо |
Наружный диаметр |
Шайбы |
Дизайн верха |
3690557 |
4376168 |
Да |
150 мм |
Да |
Плоский |
4311633 |
4309389 |
Нет |
150 мм |
Да |
Плоский |
Не доступно |
4376391 |
Да |
152 мм |
Да |
Плоский |
3685235 |
2881719 |
Нет |
152 мм |
Нет |
Плоский |
3682025 |
3800453 |
Нет |
150 мм |
Нет |
Канавки |
Открытые, закрытые и сочлененные поршни (2 шт.) нельзя смешивать внутри двигателя |
Вместе с изменениями гильз, поршни также претерпели ряд обновлений. Поршни могут иметь открытые или закрытые юбки (как показано на фото ниже). У них может быть высокое или низкое расположение верхнего кольца, диаметры короны также могут варьироваться. В целом, тенденция этих обновлений состояла в продвижении от открытой к закрытой юбке, от высокого расположения верхнего кольца к нижнему, от не уменьшенных диаметров головки поршня к уменьшенным. Чтобы определить высоту кольца, измерьте расстояние от верха поршня до верха расположения верхнего кольца (канавки). Высокий размер составит ок. 8 мм, а низкий – ок. 11 мм. Поршень с уменьшенным диаметром головки – над верхним кольцом примерно 134,86 +/- 0,05 мм, а размер не уменьшенной головки – примерно 135,30 +/- 0,05 мм.
В таблице ниже представлена последовательность и совместимость поршня и гильз. Установка поршней, не предназначенных для использования с гильзами с антиполировочными кольцами, приведет к повреждению и/или поломке двигателя.
Эта информация имеет только справочный характер и не предназначена для использования в качестве инструкции. Для новейших обновлений и информации обращайтесь в сервис производителя и к его публикациям.
Оригинальный (голый) поршень |
Оригинальный набор поршней |
Дизайн поршня Окрытый/ Закрытый |
Расположение верхнего кольца |
Диаметр верхнего места кольца |
Совместимость с антиполировочным кольцом |
Обновление: замена поршня с антиполировочным кольцом |
Обновление: замена набора поршня на антиполировочное кольцо |
Обновление: замена набора поршня на антиполировочное кольцо |
Дизайн поршня Окрытый/ Закрытый |
Низкий |
Диаметр верхнего места кольца |
Совместимость с антиполировочным кольцом |
Дизайн распредвала |
3687605 |
|
Закрытый |
Низкий |
Нет |
Нет |
3687897 |
2882080 |
2882080 СМ2250 |
Закрытый |
Низкий |
Уменьшенный |
Да |
Единичный распредвал |
4309337 СМ2350 |
Закрытый |
Низкий |
Уменьшенный |
Да |
Единичный распредвал |
||||||||
3687177 |
2882023 |
Открытый |
Низкий |
Нет |
Нет |
3688100 |
2882023 |
2882023 СМ2250 |
Закрытый |
Низкий |
Уменьшенный |
Да |
Единичный распредвал |
4309338 СМ2350 |
Закрытый |
Низкий |
Уменьшенный |
Да |
Единичный распредвал |
||||||||
3688405 |
|
2882080 |
Закрытый |
Низкий |
Уменьшенный |
Да |
Двойной распредвал |
||||||
3686366 |
2882758 |
Закрытый |
Низкий |
Нет |
Нет |
3688099 |
2881758 |
2881758 |
Закрытый |
Низкий |
Уменьшенный |
Да |
Двойной распредвал |
4298991 |
2882118 |
Закрытый |
Низкий |
Уменьшенный |
Нет |
4357149 |
|
4376245 |
Закрытый
|
Низкий
|
Уменьшенный
|
Да |
Двойной распредвал
|
3104186 |
|
Открытый |
Высокий |
Нет |
Нет |
||||||||
2882635 |
2881873 |
Закрытый |
Высокий |
Уменьшенный |
Нет |
4357150 |
|
4376241 |
Закрытый
|
Низкий
|
Уменьшенный
|
Да
|
Двойной распредвал
|
4923745 |
4089896 |
Открытый |
Высокий |
Нет |
Нет |
||||||||
2863938 |
4955966 |
Закрытый |
Высокий |
Нет |
Нет |
||||||||
2882636 |
2881876 |
Закрытый |
Высокий |
Уменьшенный |
Нет |
4367126 |
|
4676242 |
Закрытый
|
Низкий
|
Уменьшенный
|
Да
|
Двойной распредвал
|
4923746 |
4089897 |
Открытый |
Высокий |
Нет |
Нет |
||||||||
2863939 |
4955697 |
Закрытый |
Высокий |
Нет |
Нет |
||||||||
4298992 |
2882120 |
Закрытый |
Высокий |
Уменьшенный |
Нет |
4367132 |
|
4376246 |
Закрытый
|
Низкий
|
Уменьшенный
|
Да
|
Двойной распредвал
|
4923744 |
4089895 |
Открытый |
Высокий |
Нет |
Нет |
||||||||
2882630 |
2881879 |
Закрытый |
Высокий |
Уменьшенный |
Нет |
4367161 |
|
4376243 |
Закрытый
|
Низкий
|
Уменьшенный
|
Да
|
Двойной распредвал
|
4923747 |
4089898 |
Открытый |
Высокий |
Нет |
Нет |
||||||||
3684472 |
4955968 |
Закрытый |
Высокий |
Нет |
Нет |
||||||||
2882631 |
2881878 |
Закрытый |
Высокий |
Уменьшенный |
Нет |
4367173 |
|
4376244 |
Закрытый
|
Низкий
|
Уменьшенный
|
Да
|
Двойной распредвал
|
4923743 |
4089894 |
Открытый |
Высокий |
Нет |
Нет |
||||||||
3684467 |
4955923 |
Закрытый |
Высокий |
Нет |
Нет |