В техцентр на Семёновской поступил заказ — загильзовать алюминиевый блок 2-х цилиндрового 2-х тактного двигателя снегохода, гидроцикла или кроссового мотоцикла (точной информации нет, кто узнает блок — напишите на mikle@mehanika.ru). Судя по всему блок был изготовлен из цельного куска алюминия — просто взяли и отсекли всё лишнее :-). И изготовлен очень аккуратно и качественно. Наша задача состояла в том, чтобы расточить блок под гильзы и загильзовать его. Гильзы заказчик также предоставил.
Часто мы слышим про одноразовые двигатели, которые не точатся. Поэтому эта заметка написана еще и для тех, кто пока считает, что тойотовские vvti нельзя ремонтировать. Ремонтировать можно. Гильзы тоже не вопрос — их можно изготовить.
Блок, который необходимо загильзовать
На этой фотографии хорошо видно, что блок "выточен", а не отлит (отштампован, откован и т.п.)
Еще насколько ракурсов...
Новенький поршень для этого двигателя
Гильза, которую нужно запрессовать в блок
Блок растачивается "под гильзу". Устанавливаем блок на станок и в несколько проходов растачиваем.
Блок необходимо очень точно установить на стол.
На фото видна разница между цилиндрами: ближний после первого прохода, дальний "как есть". Почему в несколько проходов: будет выше точность и лучшее качество обрабатываемой поверхности. Опять же не нужно забывать про окна.
Еще протачиваем канавку под бурт гильзы.
После того, как блок готов, необходимо его нагреть, а гильзу охладить. В данном случае делался "натяг" в 8 соток.
Для охлаждения гильз можно использовать "фриз" в баллончиках. На фото хорошо видна охлажденная гильза, температура, которой составляет примерно -450С. Блок при этом нагревается примерно до 2000С.
Теперь у нас есть 6 секунд (образно выражаясь), чтобы запрессовать гильзу в блок цилиндров.
Запрессовка осуществляется практически без усилий: поставили, хлоп...
... и гильза на месте.
Нагревание блока и охлаждение гильзы производятся до "безопасной" для материала деталей температуры. Как только гильза попадает в блок, она моментально нагревается и расширяется. Поэтому, необходимо быстро и аккуратно установить гильзу в блок и обеспечить совмещение окон.
На фото — загильзованный блок.
Update. По некоторым данным на фото тюнинговый блок гидроцикла Yamaha Super Jet.