Вы не можете узнать, какие именно гильзы цилиндров установлены в двигателе Cummins серии ISX, пока он у вас не сломается. Почему? Потому, что в этих двигателях применяются гильзы двух видов, различающиеся наружным диаметром (OD): 150 мм и 152 мм. Основные различия мы приводим в двух таблицах, показанных ниже:
Таблица 1. Хроника изменений в конструкции гильз для двигателей Cummins ISX/QSX
Годы выпуска |
Особенности конструкции |
|
---|---|---|
Гильз цилиндров |
Прокладок головок блока |
|
1998-2000 |
Гильзы с канавками в верхней части | Многослойная прокладка ГБЦ |
2000-2010 |
Гильзы с плоской верхней частью (OD=150 мм) |
Без медных уплотнительных колец и однослойной прокладкой ГБЦ |
2010-2013 |
Гильзы с плоской верхней частью (OD=152 мм) на некоторых двигателях. Прочие двигатели с гильзами старого образца (OD=150 мм) |
Без медных уплотнительных колец |
2012-2015 |
Гильзы с плоской верхней частью (OD=150 мм) | С медными уплотнительными кольцами |
2015 |
Гильзы (OD=150 мм и OD=152 мм) с нагаросъемным кольцом в верхней части |
С медными уплотнительными кольцами |
Таблица 2. Соответствие маркировки гильз и комплектов наружному диаметру и наличию нагаросъемного кольца.
№ гильзы |
№ комплекта (гильза + поршень) |
Нагаросъемное кольцо |
OD, мм |
Наличие медных уплотнительных колец |
Конструкция верхней части гильзы |
---|---|---|---|---|---|
3690557 |
4376168 | да |
150 |
да | Плоская |
4311633 |
4309389 | нет |
150 |
да | Плоская |
н/д |
4376391 | да |
152 |
да | Плоская |
3685235 |
2881719 | ;нет |
152 |
нет | Плоская |
3682025 |
3800453 | нет |
150 |
нет | С проточками |
Однако это не всегда помогает решению проблемы: «как следует различать гильзы 150 мм и 152 мм». Отчасти путаница коренится в терминах, которые применяются в руководствах и спецификациях Cummins, не делающими разницы между «большими» и «маленькими» гильзами, а также «большими» или «маленькими» посадочными местами под гильзы в блоках цилиндров. В этом контексте приведенный размер отверстия автоматически воспринимается многими читателями именно как диаметр цилиндра.
Однако это не годится для двигателей Cummins серии ISX/QSX. Определения «большое» или «маленькое» отверстие, относится исключительно к наружному Ø (OD) гильзы, в той ее части, где монтируются уплотнительные кольца и к посадочному отверстию в нижней части блока цилиндров, как показано на схеме.
Рис. 1 |
Физически, если OD гильзы 152 мм, то ее невозможно установить в блок цилиндров с посадочным местом Ø=150 мм. А вот «обратный» процесс вполне возможен: гильзу с OD=150 мм можно случайно (и, разумеется, неправильно) установить в блок посадочным местом Ø=152 мм. Именно в этом случае возникнут реальные проблемы. Гильзу с OD=150 мм в посадочном месте блока Ø=152 мм зафиксировать невозможно, поэтому при работе двигателя она начнет перемещаться («трястись») от стенки к стенке. По этой причине возможны самые разные поломки и неисправности: от течи антифриза в поддон (где он неизбежно смешается с моторным маслом) и «прогорания» прокладки головки блока, до разрушения гильзы или стенки блока цилиндров.
К сожалению, даже если демонтировать с двигателя головку блока цилиндров и поддон, нет никакой возможности понять, какого рода гильзы, установлены внутри блока. Их внешнее различие заключается в следующем. У гильзы без нагаросъемного кольца – снизу есть только одна канавка под резиновое уплотнительное кольцо. У гильзы с нагаросъемным кольцом – снизу две канавки под резиновые уплотнительные кольца. Количество канавок под резиновые уплотнители никак не связано с диаметром гильзы, так что для полной уверенности, необходимо измерить Ø гильзы в этой части, чтобы убедиться в правильном подборе запчасти.
Исполнение медных уплотнительных колец для этих гильз также отличается. Кольцо для гильзы с OD=150 мм – с фиксаторами, которые держат его на гильзе в положении, показанном ниже. Кольцо для гильз с OD=152 мм большего диаметра и без фиксаторов.
Резиновые уплотнительные кольца для гильз также отличаются по диаметру, и, к счастью, различаются по цвету. Уплотнительное кольцо для гильз с OD=150 мм – розовое, а для гильз с OD= 152 мм – синее.
Гильзы предыдущего поколения устанавливались в блок цилиндров без медных уплотнительных колец, поэтому упорный бурт гильзы опирался непосредственно кромку отверстия, расточенного в блоке. Подобные гильзы были более чувствительны к фреттинг-коррозии и износу стыкуемых поверхностей. Последующие усовершенствования гильз – под установку медных уплотнительных колец – сделали их надежнее, но все равно состояние посадочного места под бурт гильзы остается критичным для жизни двигателя. Производитель, в своем руководстве по ремонту, требует измерять глубину посадочного места под гильзу (расстояние от верхней плоскости блока до нижней кромки упорного бурта) в четырех местах, и разница между этими четырьмя измерениями не должна превышать 0,025 мм, а неплоскостность «упорной» кромки должна быть в пределах 0,013 мм.
Состояние поверхности кромки расточенного отверстия под упорный бурт также очень важно. Следы от механической обработки (от резца) должны быть видны по всему периметру окружности кромки. Не допускаются следы истирания или эрозии по всей поверхности упорного бурта в блоке, как показано ниже. Эта поверхность (как и габарит самой гильзы) отвечает за получение правильного выступания гильзы из блока.
Если заглубление посадочного места под гильзу или разница в 4-х измерениях больше 0,025 мм и/или сама посадочная поверхность повреждена, то блок нужно обработать под установку более толстого медного ремонтного кольца.
Внимание к любым, даже незначительным деталям и обращение к новейшим сервисным публикациям производителя – вот два ключевых фактора для качественного ремонта двигателя.