Бытует мнение, что не должно быть разделения между работой и отдыхом, поскольку все это — единая жизнь. Встречаются люди потрясающих возможностей, претворяющие в жизнь даже самую смелую бизнес-идею. Главное, это стремление к успеху, вера в собственные силы и настоящая увлеченность выбранным делом. Генеральный директор ООО «Механика» Дмитрий Николаевич Даньшов своим примером демонстрирует, что реализовать задуманное можно, если действительно этого хотеть. О том, как находить деньги там, где их никто не ищет, как относиться к заработанному и на что нужно тратить свое богатство, чтобы быть свободным, о бизнес-стратегии и основных векторах развития предприятия Дмитрий Даньшов рассказал в интервью журналу «ЭС».
«Казачий берег» — это азовская инновация но мер один. В какой степени новой команде удалось привлечь современные технологии развития бизнеса и стратегии управления? Гостиничный бизнес довольно консервативен. Современная гостиница не имеет принципиальных отличий от постоялого двора XIX века. Наличие системы автоматизации принцип бизнеса не меняет. Стратегии управления гостиницей — вещь эфемерная: «не знаешь, о чем писать диссертацию, пиши о стратегическом менеджменте». Единственный достоверный факт, который можно назвать стратегическим: рынок услуг комфортабельного отдыха на море в России не заполнен. На одного гражданина РФ приходится менее трех миллиметров берега теплого моря, потенциально пригодного под пляж. Вот и вся стратегия.
Какую роль Вы как человек с профессиональным опытом отводите семейному курорту в туристической отрасли и каковы перспективы такого отдыха? Семейный, спортивный, детский и все другие форматы курортного отдыха перспективны. Дефицит качественных услуг есть во всех сегментах рынка, возможно кроме люксового. Так что перспективы для развития имеются и немалые. Реализовать эти перспективы непросто. Условия ведения бизнеса чрезмерно усложнены. Затраты ресурсов на согласование, оформление, регистрацию, разрешения колоссальны. Надежность прав собственности в Краснодарском крае довольно шаткая и легко может быть оспорена любым госорганом. Следовательно, нет нормальных долгосрочных инвестиций. Нет длинных кредитов, так как нет ликвидных залогов у собственников. В итоге отдых на российском юге зачастую хуже и дороже, чем за границей. Какова роль семейного курорта, не знаю. Мне семейный формат видится более созидательным, полезным, чем формат Казантипа, например.
Экологическая безопасность давно уже стала нормой жизни, однако соблюсти ее не так просто. В особенности если вы живете в загородном доме и у вас на всю катушку работает котел отопления. Какой, на Ваш взгляд, может быть альтернативный выход? Нормой жизни экологическая безопасность не стала. Скорее стала избитым словосочетанием. «Соблюдать» ее не нужно, соблюдают обычно законы. Экологические последствия от работы газового или пеллетного котла с точки зрения химии абсолютно одинаковые: углеводороды окисляются, выделяется CO2, H2O и тепло... Переработка отходов деревообработки в экологически чистое и эффективное топливо — это не вопрос выбора котла. Это вопрос стратегии увеличения доли возобновляемых источников энергии, вопрос экономической стратегии. Пеллетный рынок, внутренний и внешний, большой, растущий, перспективный. Это новая индустрия, и сырья для нее у нас больше, чем в других странах.
Отопление — актуальный вопрос для большинства жилых, административных и производственных помещений в регионах России. Не всегда имеется возможность использовать привычные энергоносители из-за удаленности объекта от основных магистралей и особенностей его местоположения. В таких случаях все чаще в последние годы используют экологическое отопление. Как возник Ваш бизнес-проект в этом сегменте?
Использование традиционного газа ограничивает скорее пресловутая «доступность сетей». Промышленный газопровод на нашем объекте есть еще с советских времен. Процесс получения разрешения на то, чтобы открыть вентиль и топить газом, идет. Уже восемь лет идет. И это обычная практика. Естественно, такая работа газосбытовых организаций создает большой потенциальный спрос на автономные системы отопления. Из способов отопления, без подключения «к желтой трубе», самым практичным и выгодным я считаю пеллетное отопление. Накопленный опыт проектирования, монтажа и эксплуатации пеллетного оборудования реализовался в отдельный бизнес-проект. Из-за роста стоимости газа и тарифов на тепло и электричество постепенно увеличивается экономическая привлекательность пеллетного отопления и солнечных коллекторов, которыми мы тоже занимаемся.
Каков Ваш личный рецепт успеха и эффективного управления? Боюсь огорчить, но у меня нет универсального рецепта, некоего вербального аналога волшебной палочки. Есть шутка буржуйская: «Мой секрет успеха? Не знаю, нужно подумать. Перезвоните мне на работу. В пятницу. Вечером после 21.00».
Как состоялся Ваш профессиональный выбор? Я пришел на преддипломную практику в конструкторское бюро АЗЛК. Меня встретил мой бывший декан профессор Олег Иванович Карузин. Поинтересовался моим распределением и сказал дословно следующее: «Если не хочешь иметь профессию, квартиру и перспективы — стол в дальнем углу лаборатории в твоем распоряжении. Если что-то из перечисленного тебе нужно, давай, я подпишу отчет по практике и больше чтоб я тебя здесь не видел. Ищи себе работу сам». Была весна 1991 года.
Вечный двигатель, perpetuum mobile — воображаемая машина, которая, будучи раз запущена, работает неограниченно долгое время, не заимствуя энергии извне. Откуда Вы черпаете энергию? На заре карьеры — из голодной необходимости. Потом пришли азарт, радость творчества, гордость за полученный результат, поддержка друзей-соратников, самоутверждение мальчишеское и осознание того, что коллективное созидание — это хорошо. В самом деле — хорошо.
Вы увлекаетесь рыбалкой. В чем философия этого хобби и какой Ваш самый выдающийся трофей? Не было выдающихся трофеев. Наверное, самая крупная рыба — щука на 2,5 килограмма. Это я так, «политкорректно» взвесил. Больше 12 кило сейчас ловить вообще неприлично. На рыбалку выбираюсь не часто. Еще люблю мотопутешествия, книги.
Каким был Ваш первый автомобиль и что обусловило выбор? Мой собственный? «Москвич-2140». Выбора не было. Купил, что смог.
Поскольку, увы, не всегда есть возможность приобрести новые, с иголочки, детали, автолюбители часто покупают запчасти подходящего бренда, бывшие в употреблении. Что становится лишней головной болью и для самого владельца машины, и для технических специалистов в автомастерских? Покупают б/у кузовные детали, оптику и агрегаты в сборе. В отдельных случаях это разумное решение. Покупка отдельных деталей б/у — это редкость, такое практикуется только в Дальневосточном регионе, там специфическая рыночная ситуация. Сейчас есть выбор брендов во всех ценовых категориях. Качество самых дешевых иногда низкое. Все по деньгам. Но общая тенденция такова, что выбор детали — все чаще обязанность сервиса, а не владельца. По крайней мере так правильно. И проблема ответственности за качество в этом случае не вызывает споров. Само понятие «бренд» сильно изменилось за последние 10–15 лет. Фамильные компании Bosch, Schmidt семьи Гетце (Goetze) и братьев Мале (Mahle) вошли в состав глобальных корпораций, где финансисты и маркетологи командуют инженерами. Стратегически, на мой взгляд, это деструктивная ситуация.
Как бы Вы оценили современный спрос на коммерческий подвижной состав? Каковы недостатки существующего автопарка? В данный момент спрос снизился. Недостатки автопарка? Скорее речь может идти о недостатках мирового автопрома: низкая ремонтопригодность; сознательно ограниченный ресурс узлов и деталей; низкая степень унификации компонентов. Это в чистом виде экономическая стратегия. А автопарк соответствует финансовым возможностям перевозчиков. Все логично, без неожиданностей.
Эксплуатация действующего подвижного состава напрямую зависит от качественного ремонта автомобилей и автобусов и прежде всего их двигателей. «Механика» за многие годы убедила автотранспортников в гарантированном высоком качестве ремонта двигателей автомобилей практически любых марок. Как Вам удается поддерживать профессионализм и качество работ? Конкурс профессионального мастерства «Самый быстрый механик» способствует притоку молодых перспективных кадров? «Механика» — специализированная компания. В своей области мы можем позволить себе лучшее оборудование и лучших специалистов. Идея советских АРЗов (авторемонтных заводов) с выделением ремонта моторов в отдельное предприятие в принципе была правильной. Мы реализовали эту идею, но на другом технологическом уровне. Так весь мир сейчас работает. Ну и, конечно, служба ОТК (отдел технического контроля) как постоянно действующая структурная единица. А конкурс проводится как состязание опытных мастеров, уже достигших вершин в профессии. Молодые и перспективные на этом конкурсе — зрители.
В производственном отношении «Механика» является крупнейшим в стране специализированным ремонтным предприятием. Какое оборудование используется на предприятии: российское или импортное? В основном станки импортные. Мы давние клиенты итальянских, французских, датских производителей оборудования. Есть еще машины собственной разработки. Мы сами конструируем и производим хонинговальные станки, моечное оборудование, испытательные стенды и оснастку. В отдельных случаях эффективно использование российских глубоко модернизированных станков. Например, станок советский, подшипники немецкие, расточная головка российская, инструмент Mitsubishi.
Наверняка Вам известно множество анекдотов из автомобильной жизни. Поделитесь, пожалуйста, перлами народной моторной мудрости.
— Мотор стучал сильно, но недолго…
— На машине этой модели в 20… году могли устанавливаться два разных варианта мотора. — Не, мужики, мотор у меня один!
Какова география Вашего бизнеса? Что определило выбор мест для филиалов? Москва, Питер, Рязань, Краснодар, Ярославль, Нижний Новгород. В этих городах у «Механики» есть собственные предприятия. Работаем через партнеров в Уфе, Ростове-на-Дону, Обнинске, Серпухове, Александрове. Места выбираем по двум критериям: во-первых, интересный, достаточно емкий рынок; во-вторых, отсутствие в данном городе партнера или оптовика, чьи интересы мы сознательно защищаем.
Ваше профессиональное кредо? «Всегда!» — если по Ильфу и Петрову. Другой классик, Генри Форд, призывал: «Не доверяйтесь финансистам!» Иначе говоря, важнее производство, созидание, живое, настоящее дело. Финансовые показатели вторичны. Они лишь следствие. Такая точка зрения мне близка.
Бизнес, возникший на основе дружбы, — привычная схема отечественного предпринимательства. Все начинается с общей красивой мечты, амбициозных планов и безоговорочного доверия. Только вот заканчивается часто обидой, ненавистью и непримиримой враждой. Как Вам удается избегать этого? Не знаю, с друзьями, наверно, повезло. Или с деловыми партнерами. Тем более что это одни и те же люди. Ну и пословицу «счет дружбы не теряет» стремимся уважать общими усилиями.
Что долговечнее: дружба, основанная на общем бизнесе, или бизнес, основанный на дружбе? Дружба не может быть основана на бизнесе. Долговечность бизнеса зависит от массы причин, выходящих за рамки заданного вопроса. Мне кажется, здесь нет прямой зависимости, да и наличие опосредованной не очевидно.
Формула успеха Вашего бизнеса. Формула такая же, как у философского камня, — ее нет. Просто я и мои коллеги любим свою работу, и нам приятно гордиться ее результатами, когда они есть. Иногда они есть.
Материал размещен с согласия редакции журнала "Экономические Стратегии"