Когда уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке нормальный и цвет антифриза приятен глазу, это значит, что двигатель проходил техническое обслуживание исправно и вовремя. Большинство современных двигателей просто опутаны проводами и датчиками, немедленно «сигнализирующими» блоку управления о малейших сбоях. В то время как в прежние времена мотор мог обходиться простой контрольной лампой или даже механическим индикатором возможной неисправности.
На фото: распределение тепла в двигателе
Однако, вне зависимости от возраста двигателя, до сих нельзя избежать вмешательства человека при проведении ТО или простом визуальном осмотре – для должного технического обслуживания разных систем двигателя. В том числе – и системы охлаждения, которая не менее важна, чем системы смазки или питания.
Общее представление о конструкции системы охлаждения и ее обслуживания позволит вам сэкономить время, деньги и продлить срок эксплуатации вашего автомобиля.
На фото: накипь – это барьер для нормальной передачи тепла. Слой накипи в 1,5 мм затрудняет теплообмен примерно на 40%.
Все жидкостные системы охлаждения автомобильных двигателей состоят из нескольких основных компонентов:
Учтите, что ущерб, вызванный применением «неправильной» ОЖ, нельзя исправить лишь простой ее заменой.
ОЖ, используемая в двигателе, не только защищает двигатель от перегрева.
На фото: кавитация – это физическое явление, которое приводит к образованию многочисленных раковин на внешней поверхности гильзы цилиндра. В крайних случаях эти раковины становятся сквозными и выходят на внутреннюю поверхность.
Правильно выбранная ОЖ:
Нынешние системы охлаждения работают под избыточным давлением – для повышения точки закипания жидкости. Поэтому будьте крайне осторожны, работая горячей системой охлаждения: жар и избыточное давление могут быть крайне опасны. Никогда не доливайте ОЖ или воду в перегретый двигатель! Пусть он сначала остынет, а уж потом долейте ОЖ.
Система охлаждения рассеивает примерно 30% того тепла, которое вырабатывается в двигателе. Другие 30% тепла преобразуются в полезную работу (мощность на валу), менее 10% - это теплоизлучение, уходящее в атмосферу просто через наружные стенки блока и ГБЦ, а остаток «вылетает» через систему выпуска. Для надежной и производительной работы двигателя очень важно поддерживать оптимальную рабочую температуру. Она должна быть достаточно высокой, чтобы двигатель работал эффективно и достаточно низкой, чтобы ОЖ не вскипела.
Перегрев может быть результатом разных причин. Перегрев двигателя обычно влияет и на другие системы, например, трансмиссию.
На фото: старые потрескавшиеся шланги или незатянутые хомуты могут стать причиной внезапного перегрева двигателя.
Обычно источниками перегрева являются:
На фото: со временем, особенно осенью или зимой, грязь залепляет соты радиатора. Поэтому настоятельно рекомендуем периодически мыть радиатор снаружи – чтобы не было перегрева.
Результатом перегрева может стать:
Перегрев – не единственная неприятность, на которую нужно обратить внимание. Продолжительная работа непрогретого двигателя (со слишком низкой температурой), т. е. переохлаждение вызывает конденсацию влаги в картере, сильное окисление масла и последующее образования густого осадка.
На фото: а это последствия долгой работы двигателя. не прогретого до рабочей температуры. Под клапанной крышкой обильные отложения «шлама» - черного и густого как гуталин. Причем эти отложения скапливаются и в каналах системы смазки.
Дополнительные хлопоты вызывает разнообразие видов ОЖ, присадок, очистителей для систем охлаждения двигателей, существующих на рынке. Лучшим решением будет следование рекомендациям производителя. Правильное и своевременное обслуживание системы охлаждения обойдется в минимальную сумму, по сравнению с ущербом и расходами на последующий ремонт неисправной системы.